Найти тему
Океан реальности

Гармонично развитая личность. Кто мы, если нет уроков труда в школе?

Оглавление
умею все.
умею все.

Друзья, мы начинаем понемногу просыпаться и понимать, что с исчезновением Социализма и разделом страны в 1991 году, образовался провал, через который мы летели, как во сне.

И разрушительные "новшества" стремительно ворвались во все сферы жизни, заманивая красочным шапито наших детей. Нравилось нам или нет, чиновники начали менять "Азбуку" на яркие лозунги "Хлеба и зрелищ," а они созданы, как мы вспоминаем, для рабов. Слуги народные начали отстаивали свободу нравов.

Мы не заметили, как потеряли важнейшую составляющую гармоничной личности

Уроки труда — это, пожалуй, были самые любимые уроки многих советских школьников. Это была настоящая мастерская. Ни одного бездельника. Мальчишки трудились как на заводе, причем с явным желанием и старанием. Девчонки, придя на школьный вечер в юбочке, сшитой своими руками, были просто красавицами.

Согласитесь, не всегда мама или папа может обладать многими трудовыми навыками рукоделия и ремесла. И не может быть человек полноценным, если отсутствует в его жизни каждодневный. созидательный труд.

А вот выдержки из воспоминаний тех, кто прикоснулся к совместному, коллективному, детскому труду :

  • "О, время было классное! Мне так нравились уроки труда. Верстак, Токарный станок по дереву, по железу. Мы что-то там делали, выпиливали, строгали, точили. У нас мастерские были специализированные, на отдельной территории, принадлежавшей другой школе. Мы туда и ходили. Урок труда был два академических часа. И идти туда было интересно."
  • "Сколько рожковых ключей напильником из заготовок выточено, не сосчитать. Где сейчас эти ключи? Еще металлическую шариковую ручку на токарном станке выточил, долго с ней ходил, пока не потерял."
  • "Помнится, всех родственников обеспечивал подсвечниками, на токарном станке выточенными"
Счачтье.
Счачтье.

Вдруг, откуда ни возьмись выскочили люди, которые стали проповедовать пассивный, паразитический отдых. Появилось огромное количество зарубежных мультфильмов, которые хотелось смотреть часами, не отрываясь от экрана. Дети хохотали от того, как дятел Вуди и прочие персонажи ловко обзывались, и многократно и разнообразно гадили друг другу. А сейчас даже взрослые не замечают, как пролетают дни за квадро - фантастическими мультипликационными сюжетами.

Роботы.
Роботы.

Так нас учат убивать время. Но тогда мы не сможем называть себя гармонично развитой личностью. Интересно, что долгий опыт дистанционного обучения французских школьников показал резкое ослабление умственных способностей подростков.

Вспомним, что говорили великие педагоги о важнейшей части гармоничного развития

Научный журнал. Современные наукоемкие технологии. Дата публикации. 06.07.2018. Статья называется:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Гиподинамия, проблема современной цивилизации, вносит свой негативный вклад в жизнедеятельность человека. Современные педагоги, работающие в общеобразовательной системе, недостаточно владеют компетенциями общих закономерностей развития личности.

Как правило, отсутствует понимание трёхстороннего процесса формирования личности, а именно: социализации, воспитания и самовоспитания.

Особую роль в формировании личности играют средства труда, а также результаты трудовой деятельности. Средства, орудия труда являются плодами человеческой деятельности на основе научных, практических, теоретических достижений и исследований многих поколений. Они являются не только источником знаний об окружающем мире, но и формируют мировоззрение человека.

Делимся методиками
Делимся методиками
Современная школа направлена на предоставление детям знаний «чем больше, тем лучше», закладывая основы их будущей счастливой жизни. Но так ли они будут ценны для его «носителя», если общество сегодня требует от своих граждан сменить не одну профессию, а несколько, проявляя гибкость и коммуникабельность в поиске высокооплачиваемой работы. Следовательно, и в семье, до школы, родители должны попытаться воспитывать ребёнка с учётом их способностей и высоких адаптационных возможностей.

Напомним, что впервые понятие «способности» в науку «о человеческой душе» ввёл Платон ещё четыре столетия до нашей эры, написав: «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны;

Одни рождены для управления, другие – для вспомоществования, а иные – для земледелия и ремесленничества».

В таких помещениях дети не боялись творчества. Не опасались капнуть краску, повредить пол, исправить неудачное изделие.
В таких помещениях дети не боялись творчества. Не опасались капнуть краску, повредить пол, исправить неудачное изделие.

С этих позиций трудовое воспитание, уроки труда были бы наиболее эффективным средством обучения, а также и выявления способностей ребёнка. Но, увы, школа сегодня ограждает ученика от трудового воспитания.

Тем не менее именно трудовое воспитание является явно недооцененным в сфере педагогики. Для решения этой проблемы необходимы усилия не только педагогов, но и всей общественности. Необходимо высказать ещё одно мнение: не связана ли проблема нравственности современного общества с отсутствием трудового воспитания в образовательной системе?

Без трудового воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность

  • Трудовая деятельность видоизменяет представление о себе и окружающем мире,
  • развивая самопознание на основе самооценки.
  • Развитие двигательных навыков, моторики, освоение умений и навыков в процессе трудовой деятельности являются основой интеллектуального развития человека.

Великие педагоги прошлого оставили наследие, которым мы должны воспользоваться в полной степени и мере.

Современная перестройка общественно - политических и экономических систем общества, наряду с позитивными факторами, принесла много негатива

Естественно, что образовательная система сегодня подвергается реформированию. Но её преобразование не должно идти через полное разрушение и отрицание положительного опыта прошлого.

На основе историко-теоретического анализа педагогической системы прошлого необходимо строить образовательную систему, решающую задачи, стоящие перед современным обществом и цивилизацией в целом, прогнозировать будущее. Нельзя отрицать опыт великих педагогов XX в. М. Монтессори, Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи и А.С. Макаренко, может быть, имеет смысл вернуться к более детальному изучению их наследия и применению в нашей образовательной системе.
Мне не страшны уроки жизни.
Мне не страшны уроки жизни.

Вызывает сомнение необходимость использования только зарубежных методик и теорий, поскольку, например, педагогическое наследие А.С. Макаренко востребовано во многих странах, практически на всех континентах

Период 1990-х гг. разрушил не только саму систему образования, но и её преемственность, особенно в сфере трудового воспитания. Практически исключив уроки труда из школьной программы, мы нарушили преемственную связь передачи социально-культурных ценностей для подрастающего поколения, а также воспитания в нём трудолюбия, добросовестности, ответственности.

Общество ничего не изобрело (и вряд ли сделает это в будущем) лучше труда во всех его проявлениях и формах, как самого эффективного средства развития психики и нравственных устоев человека.

Многочисленные «центры развития детей» предлагают сегодня широкий спектр услуг по развитию способностей вашего ребенка, но дети в таких заведениях, как правило, изолированы от труда. Школа пытается решить проблемы трудового воспитания школьников, ставя задачи формирования трудового сознания, воспитания трудолюбия и целеустремленности, сочетаемости умственного и физического развития детей, но без объединения усилий дуэта «семья – школа» добиться этого невозможно.

Л.С. Выготский. Невозможно воспитание гармонично развитого, психически здорового ребёнка без трудового воспитания в семье и школе

Предложенная им возрастная периодизация развития человека имеет четыре закономерности детского развития:

  1. цикличность,
  2. неравномерность,
  3. «метаморфозы»,
  4. сочетание процессов эволюции и инволюции.

Единственным эффективным средством как в развитии детей, так и в минимизации негативного воздействия кризисных явлений на ребёнка является трудовое воспитание в семье и в школе.

Самые положительные эмоции появляются только в процессе созидания.
Самые положительные эмоции появляются только в процессе созидания.

Указывая на гармоничное развитие ребёнка, Л.С. Выготский как психолог отдавал предпочтение развитию речевых функций детей, но на основе активной двигательной деятельности.

Обучение трудовым навыкам, точечным умениям, какие могут осваивать дети на уроках труда, наиболее эффективны, так как в данном процессе взаимодействуют мыслительные и двигательные функции ребёнка. Но эту трудовую детскую деятельность необходимо организовывать в соответствии с возрастом ребёнка (Д.Б. Эльконин).

К сожалению, государство, как основной «заказчик» образовательной системы, не проявляет активности и настойчивости в своих требованиях, касающихся трудового воспитания.
Созидательная работа – один из ключей к воспитанию гармонично развитой личности.
Ребенок, создавший своими руками даже самые простые вещи – игрушку, шарфик, поделку из дерева – будет ценить свой труд и уважать чужой.
Увы, современная школа практически отказалась от рукоделия в угоду западным «стандартам» и «методикам». С этим учебником, ставшим классикой трудового воспитания, вы научите своего ребенка шитью, плетению, работе с деревом.

«Нельзя воспитывать жизнедеятельного человека без труда!» М.И. Калинин.

Друзья, сколько же современных детей исключены из процесса развития гармоничной личности? Есть педагоги, которые не могут достучаться до высших кабинетов власти, убеждая повернуться лицом к настоящим, человеческим потребностям детства.

А есть такие деятели, которые говорят, что с повальной цифровизацией, новое поколение станет умнее, нравственнее, да и вообще качественней во всех отношениях. Это старшее поколение должно полностью подстраиваться под новые времена и позывы молодежи. Так ли это?

Благодарю за прочтение. Высказывайтесь. Подписывайтесь. Ставьте лайки.

Фото из независимых источников.

http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37060

https://back-in-ussr.com/2015/05/uroki-truda.html?cmtpage=2

https://www.ebay.com/itm/1955-Russian-book-/324480980840