.Это мой ответ тем, кто с пеной у рта доказывает: - "Не служил - не мужик!"
Речь пойдёт о военных моряках, но и ко всем другим военным это относится в немалой степени. Сам я моряк гражданский и никогда не хотел быть военным. За тридцать лет работы в море насмотрелся всякого и меня просто бесит напыщенность военно-морских отставников, когда они заявляют, что самые лучшие специалисты и патриоты Родины выходят из военных училищ и флотов.
Не спорю, и там есть свои таланты, но их в разы меньше, чем на гражданском флоте. Приведу простой пример из своей матросской практики. Когда я работал матросом 2 класса в «Ленрыбпроме», мы одной вахтой, а это всего 6 человек, могли перешвартовать стометровый БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) от одного причала к другому. А в Новороссийске перетягивали вдоль причала БАТ (большой автономный траулер) вчетвером. К тому же, на первом году я уже уверенно мог заплести гашу (огон) на не только на пропиленовом, но и на стальном тросе. Заметьте, в одиночку! А училище заканчивал на электрика. Все матросы умели стоять на руле. Но тогда я ещё не видел, как это делают военные и считал, что всё нормально.
Когда же я попал в ОВСиГу (вспомогательный флот ВМФ), то смог воочию сравнить навыки и умение гражданского матроса и военного. Во-первых, швартовные операции на военных кораблях – это целое шоу с криками на всю гавань и матом из громкоговорителей. Даже на малом тральщике на швартовку выходит человек десять, а на крейсере на каждый швартов человек по десять. Офицеры орут, боцмана орут, матросики мечутся по палубе, пытаясь выполнить противоречивые команды. Одних бросательных концов по пять штук на баке и корме. На пятнадцать метров добрасывают только один. Да и то, когда за это берётся сам боцман.
А у нас на буксире, который обслуживает такую швартовку, на палубе пара матросов и капитан с помощником на мостике. И никаких криков и мата. И пара бросательных концов, которые всегда долетали, куда надо.
А это потому, что практики у военных мало. Большинство боевых кораблей стоят у стенок годами, а вся подготовка сводится к муштре и годковщине. Ну чему можно научить из-под палки полуголодного новобранца, у которого годки отобрали пайку масла и деньги, которые ему прислала мама?
Когда я ещё работал матросом на ледоколе «Волынец», швартовка происходила, в основном, кормой с отдачей якоря. Так вот швартовались мы втроём. Якорь отдавал один человек. Тут всё зависит от опыта и практики. Когда порвали восьмипрядный плетёный буксирный трос, то я его заплёл за полчаса. Плетение огонов на военном корабле проходит под трёхэтажные маты боцмана и занимает полдня. Это я сам видел.
А кроме того мы работали, хоть и за маленькую, но зарплату. И у нас был стимул работать хорошо. А военному матросу стимула никакого нет, главное, отмотать первые полтора года (это когда служили три), а потом можно и не учиться ничему, за тебя всё сделают караси. А кто их научит, если старослужащие сами были такими же задрочеными карасями, и их тоже ничему не научили?
Возможно, военморы, обслуживающие сложное оборудование и вооружение, являются высококлассными специалистами, возможно. Мне с ними пообщаться не доводилось, они же все секретные. Но как управляют кораблём военные штурмана, я видел. Довелось мне несколько раз побывать на мостике военных кораблей, и больших и малых. Честно признаюсь, я был, мягко говоря, в шоке. Зачем столько народа на ходовом мостике в обычном мирном переходе? И ведь каждый выполняет узкие строго определённые обязанности. Рулевой рулит только по команде и никакой самостоятельности. И опять громкие команды, доклады и суета. Убери одного и развалится стройный механизм! А если бой? Впрочем, в бою быстро учатся.
Даже на мостике рейдового тральщика я насчитал шестерых, что уж говорить про серьёзный боевой корабль. Я в своей штурманской жизни на мостике судна больше трёх человек не видел. Меня ещё четвёртым помощником капитан оставил на мостике в Датских проливах. И ничего не случилось. Потому, что капитан доверял. А сейчас обычно управляет судном один человек. Экипажи коммерческих судов малочисленны и потому каждый член экипажа может, и даже обязан, выполнять множество функций.
Когда работал кочегаром на «Волынце», один обслуживал четыре главных котла и ничего, справлялся. А военный моторист только и знает, как швабру держать. Зато на дембель выходит весь в значках, аксельбантах и ленточками до ж….
Клоуны ярмарочные да и только!
На контрактах, уже будучи старпомом я и рулил сам, и концы заводил с матросами вместе, и красил, не забывая своих прямых обязанностей.
Меж тем аварийность коммерческого флота в процентном отношении куда меньше, чем военного. Притом, что плотность коммерческого судоходства гораздо выше, чем военного. Да ещё военным дорогу уступать надо.
Народу дохрена, а толку нихрена!
Не даром же среди гражданских моряков моряков популярна поговорка: «Бойся в море рыбака и военного моряка!». Ну, с рыбаками понятно – эти трудяги за рыбой гоняются и их МППСС защищает, а вот действия военных предсказать трудно. А уж количество анекдотов о военной тупости просто зашкаливает. Это народная мудрость, а она возникает не на пустом месте.
За тридцать лет у меня было шестнадцать судов и ни одно из них не утонуло, не сгорело, не столкнулось и не село на мель. Не было ни одной серьёзной производственной травмы и, тем более, со смертельным исходом. Не всё было так гладко, были и аварийные ситуации, и раздолбаи попадались, но это не приводило к трагическим последствиям.
Потому, что были ПРОФЕССИОНАЛЫ!
А о военных только и слышно; там сел на мель, там столкнулся, там взорвался или загорелся. А бывает, и по своим шарахнут! И это притом, что большинство случаев скрывается во славу чести мундира. А уж сколько военнослужащих калечится и гибнет в мирное время я уж и не говорю.
Конечно, на кораблях, несущих постоянную боевую службу в море, и порядка больше, и отношение другое, и специалисты опытнее, но кораблей этих единицы. Сейчас срочную на флоте служат один год, но система осталась прежней. По-прежнему горы бумажной волокиты и беспрекословное подчинение дебильным приказам. А ответственности за эти дебильные приказы нет. И бухают они не приведи господи! Уж я в ОВСиГе насмотрелся на этих военных командиров!
Ну, а теперь хотелось бы вернуться к военным отставникам. Ох, уж мне эти отставные старшие офицеры! Как правило, в отставке они не успокаиваются и не сидят на дачах, выращивая клубнику и воспитывая внуков. Они стараются устроиться на непыльную руководящую должность. И устраиваются. В немалой степени благодаря протекции бывших сослуживцев и старым связям. Тут надо отдать должное военному братству, своих не бросают! Что есть, то есть!
Но работать под такими начальниками очень тяжело, а порою просто невозможно. Они и на гражданке продолжают служить. А это значит, что для них не существует иного мнения и свободы выбора. Они продолжают командовать, забывая, что Трудовой Кодекс – это не Устав внутренней службы. К тому же, зачастую и профессионалы они никакие. Даже если и знали что-то, то забыли, командуя другими.
Что касается патриотизма, то хочется спросить: - А где был ваш патриотизм, когда, нарушая присягу, вы дали развалить СССР и потом разворовывали армию и флот?
Был у меня такой капитан (и не один). Пришёл в контору с уже готовым капитанским дипломом и давай «порядок» наводить, а потом выяснилось, что ни судном управлять не умеет, ни района плавания не знает, а матросов, вообще, за людей не считал. Зато гонору хоть отбавляй!
А как они получают гражданские рабочие дипломы – это отдельная песня.
Попадались, правда, и вполне приличные люди, даже талантливые. С такими я дружу до сих пор.
Когда мы выводили на ходовые испытания большой линейный ледокол, в состав приёмщиков был включён представитель военной приёмки. Ну, куда ж без них! Он к тому времени был уже в отставке, но «бил себя пяткой в грудь» и кричал, что служил флагманским штурманом одного краснознамённого флота. Так вот он постоянно лез в управление судном и давал такие идиотские советы, что страшно было бы доверить ему управление даже шлюпкой. Ну, само собой, послал я его, а он моему руководству рапорт накатал. Но руководство было гражданское и тоже послало его с его рапортом. Ходовые мы откатали на «отлично» и сдали ледокол заказчику.
И пусть военные служаки скрипят зубами и оскорбляют меня в комментариях, но я скажу одно; армия и флот просто необходимы такому великому государству, как наше, но без войны военные тупеют. Нет, я не призываю развязывать войны по всему миру, как делают это США. Я лишь ратую за пересмотр системы военной подготовки. Поменьше муштры, бумаги и офицерской лени с пьянством, а побольше практики. Офицер должен быть отцом и наставником своим подчинённым, а не держимордой, обожающим подхалимаж. Только добровольная и профессиональная армия может быть эффективной. Тогда не будет Цусимских трагедий и разгрома начала отечественной войны.
И воровать надо меньше!
Да простят меня военные за жёсткость суждений, но как эти рьяные вояки меня дерьмом поливают, так и я им отвечаю.
И всё же, желаю всем здравствовать и приятно праздновать профессиональные праздники.
Не забудьте подписаться.
Пока.