Найти тему
Христианство и смысл жизни

О памяти смертной. Зачем нужна память смертная?

Оглавление

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдет их так, то блаженны рабы те.» (Лк. 12: 35-38).

Наша земная жизнь – это всего лишь короткий отрезок времени, рано или поздно она заканчивается для каждого человека. Момент встречи с вечностью может наступить для каждого в любое время, никто не может сказать, когда это случится. «Поэтому бодрствуйте: ведь вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.» (Мф. 25: 13). В этом тексте из Евангелия говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Но для каждого человека наступает смертный час, когда подходит к концу его земная жизнь и нужно предстать перед Богом, нужно встретиться с вечностью с духовным миром, где совершится Частный Суд над душой человека и обличатся все её добрые и злые дела. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). Память смертная – это памятование и размышление о грядущей смерти, последующих мытарствах и Суде Божием. Память смертная – это дар Божий, который побуждает человека проводить время не в заботах о земном, а в покаянии, заботиться о своей участи в вечности, помогает удерживаться от грехов, побуждает делать добрые дела. «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит eго Господь.» (Псалом 40: 1). Имеющий память смертную христианин не боится смерти своего тела, а думает только о душе, чтобы избежать ему вечной погибели, преисподней. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10: 28).

-2

Нужно всегда иметь память смертную. С покаянием откладывать это очень неправильно, думая, «сейчас поживу в своё удовольствие, а потом покаюсь», так как когда настанет день разлучения души от тела неизвестно. «Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.» (2-е Кор. 6: 2). «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.» (Еф. 5: 15-16). Когда день смерти застаёт человека внезапно, и он не успевает покаяться, либо же не успевает это сделать по другим причинам, то эта встреча с вечностью может оказаться для него вечной погибелью души. «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своём: «не скоро придёт господин мой», и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.» (Мф. 24: 48-51). Грешники нераскаянные обычно тяжело умирают. Они видят перед собой демонов, которые обличают их в нераскаянных грехах. «Смерть грешников люта» (Псалом 33: 21). Старец Ефрем Аризонский рассказывает историю, о смерти одного старца, который не нашёл в себе силы признаться на исповеди в некоторых грехах. «Я стал говорить громче, чем прежде, чтобы отвлечь его внимание от демонов, и спросил, что они ему говорят. «Увы! То, что они мне говорят… я даже не могу произнести это вслух». – «Отче, ты ошибаешься! Лучше тебе сказать мне об этом прямо и исповедаться в своих грехах, потому что они прекрасно помнят все наши прегрешения, даже лучше, чем мы сами». Демоны обвиняли его в различных грехах, в которых он не признался на исповеди, и, чтобы довести его до отчаяния, имитировали его греховные действия жестами и разыгрывали между собой безобразные сцены, в которых когда-то прежде участвовал он сам.» Старец успел исповедать грехи перед смертью, и демоны отошли. Но далеко не все успевают исповедоваться перед смертью, и оказываются неготовыми встретить её. Такой человек обычно очень боится смерти, вспоминая о нераскаянных грехах, либо же о грехах ему напоминают демоны, которых умирающие уже могут видеть, нередко человеку перед смерть открываются духовные очи. «Вскую боюся, в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя.» (Псалом 48: 5).

Поэтому надо всегда бодрствовать и молиться, имея память смертную, удерживаться от зла и творить добро. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.» (Сир. 7: 39). Ни в коем случае нельзя безответственно относиться к жизни духовной, понимая, что это встреча с вечностью, не что так не важно, как спасение души. Господь приходил на землю для того, чтобы мы покаялись, делали добро, любили друг друга, поступали по любви и, по правде. Надо помнить слова Апостола Павла: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И ещё: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10: 26-31). Но в то же время отчаиваться никогда нельзя, нужно каяться если согрешили. Человек, имеющий память смертную, обычно смотрит в себя, понимая, что каждый от своих дел или прославится, или постыдится: «яко Ты воздаси комуждо по делом eго.» (Псалом 61: 12). А смотреть в себя и обвинять себя, стараться изменить себя, намного легче, чем стараться переделать других. Человек, старающийся переделать других, требующий что-то от других, попадает в зависимость от них и от греха, становится рабом греха. Это происходит от гордости, если человек видит, что люди делают не так, как он хочет, то начинает злиться, раздражаться, теряет мир душевный. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Ин. 8: 34). Гораздо легче переделывать себя, чем других. Когда человек себя обвиняет, то это происходит от смирения, и так душа будет спокойна. Смирение, самоукорение освобождает душу, она становится мирной, спокойной.

-3

Праведники же умирают спокойно, так как они готовы к переходу в вечность, их совесть спокойна. Для них смерть может быть радостным днём перехода в лучший мир. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.» (Фил. 1: 21). «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.» (2-е Тим. 4: 7-8). Поэтому Господь говорит, что надо мириться с соперником своим в этой жизни, имея ввиду совесть: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Мф. 5: 25-26). И конечно нужно всегда уповать на Господа, на Его милость, просить у Него о прощении грехов. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.» (Псалом 22: 4-6).

-4

«Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.» (Псалом 3: 8).

«Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети oчи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой, укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Аз же на милость Твою уповах, возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго.» (Псалом 12: 3-6).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!