Найти тему
Блог увлечённого фотографа

Узнал что думают клиенты о работе фотографа и собрал 5 заблуждений

Привет, фотографы! Если вы долго в профессии, то точно не сможете поставить себя на место клиента и начать мыслить, как он. А ведь это довольно интересно и я бы даже сказал забавно, потому что они о нас думают такое, что челюсть отпадает.

Начну с того, что фотограф для клиента – это венец разгильдяйства и лености. Я не преувеличиваю! Про нас думают именно так. Попытки объяснить, что стоимость фотосессии в 30 тысяч рублей обусловлена дороговизной техники и профессиональных знаний фотографа, как правило, терпят фиаско.

Это довольно странно, что за столько лет, пока фотография находилась на пике популярности, люди не смогли понять, что за профессионализмом фотографа стоят годы упорной практики и сотни тысяч отснятых материалов. Я лично знаю нескольких коммерческих фотографов, которые около 6-7 лет фотографировали в качестве любителей и только после этого стали профессионалами. Не буду делать тайну, я и сам в числе таких.

Но это лирика. Гораздо интереснее копнуть в глубину и понять какие ещё заблуждения преследуют наших клиентов.

5 заблуждений клиентов о фотосессиях

У меня нет цели просто взять и перечислить заблуждения. Каждый фотограф должен сделать из них правильные выводы, а я в свою очередь поделюсь своими.

1. Клиент ожидает, что ему отдадут все исходники фотографий.

Об этом написаны и переписаны сотни статей в Интернет и переговорены тысячи минут на всевозможных слётах и форумах. Вывод в фотокругах один: клиенту незачем владеть RAW'ами, а значит и отдавать ему их не следует.

Однако заказчик фотоуслуг в некоторых ситуациях ожидает, что ему передадут все исходники. Обычно так поступают «продвинутые» клиенты, которые думают, что смогут проявить и обработать фотографию лучше, чем это делает сам фотограф.

Повар случайно одел фартук задом наперёд. Я считаю, что это брак и не хочу отдавать подобный снимок, но клиент часто оказывается недоволен: «Мне нравится этот снимок по свету и композиции! Отдайте!»
Повар случайно одел фартук задом наперёд. Я считаю, что это брак и не хочу отдавать подобный снимок, но клиент часто оказывается недоволен: «Мне нравится этот снимок по свету и композиции! Отдайте!»

Мой совет: не стоит идти на поводу у клиента. Вежливо объясняйте, что отказ передать RAWы и отбракованные снимки – это профессиональная аксиома и вы не собираетесь её нарушать. Если клиент настаивает, то я обычно отдаю ему исходный jpeg (иногда tiff) после чего говорю, что снимал только в этих форматах и этим ограничиваюсь.

2. Клиент может надеятся, что фотографии будут распечатаны.

Если вы снимаете пожилых людей, то в их понимании фотография – это бумажная карточка с отпечатком. Увы, но в век цифровых технологий подобное отношение к фотографии кажется архаизмом.

Половина заказчиков думают, что у фотографов есть возможность распечатать их ненаглядные фотографии. На самом деле фотографы заканчивают работу загрузкой финального результата на облачное хранилище
Половина заказчиков думают, что у фотографов есть возможность распечатать их ненаглядные фотографии. На самом деле фотографы заканчивают работу загрузкой финального результата на облачное хранилище

Мой совет: заранее предупредите клиента, что печать фотографий – это отдельная услуга и она выполняется за отдельную плату. Помните, что вы вправе вообще не заниматься печатью, потому что вы – фотограф, а не типография. Дайте понять, что вы передаёте готовые снимки путём размещения в облачном хранилище и передачи заказчику ссылки на него.

3. Клиент думает, что перенос фотосессии – это нормальная практика.

Типичная ситуация: к вам обращается человек и просит провести фотосессию. Вы согласовываете дату, время, стоимость и прочие условия и осуществляете бронь. В назначенный день клиент отказывается от фотосессии по семейным неуважительным причинам и просит перенести фотосессию.

Ситуация тривиальная и многие фотографы правильно делают, что отказывают в переносе без возврата денег, потому что из-за высокой загруженности с вероятностью в 99% в назначенное время мог бы быть кто-то другой.

Обычно у профессиональных фотографов нет свободных дат. Куда тут переносить съёмку, если всё занято?
Обычно у профессиональных фотографов нет свободных дат. Куда тут переносить съёмку, если всё занято?

Мой совет: если вы начинающий фотограф или просто лояльный человек (как я), то можете позволить однократный перенос. Если фотосессия не состоится во второй раз подряд, то забирайте задаток себе и с чистой совестью отправляйте такого клиента в чёрный список.

4. Клиент рассчитывает, что фотографии будут замечательными в любом случае, даже если он/она придут на фотосессию в разорванном халате.

Для получения достойных снимков всегда требуется работа визажиста, а в ряде случаев ещё и стилиста. Клиент должен иметь законченный образ, в котором он и будет запечатлён на фотографии.

Увы, но фотографы редко имеют друзей имиджмейкеров или сами таковыми являются, поэтому клиенту нужно самостоятельно позаботится о своём внешнем виде.

Между тем, к любой фотосессии нужно готовится
Между тем, к любой фотосессии нужно готовится

Мой совет: пройдите курсы стилиста, чтобы давать грамотные рекомендации или возьмите такого специалиста в штат. Клиенту объясняйте, что отказ от советов фотографа или стилиста влечёт непредсказуемый результат фотосессии за который фотограф отвечать не будет.

5. Клиент начинает перепродавать фотографии без согласия с фотографом.

Многие заказчики думают, что раз на фотокарточках изображены они, то у них появляется право перепродать свои фотографии для, например, коммерческого использования сторонними организациями. Кто работает с симпатичными моделями, тот часто сталкивается с такими нарушениями прав фотографа.

Учите клиентов уважать ваши права и сами уважайте права клиентов
Учите клиентов уважать ваши права и сами уважайте права клиентов

Мой совет: прививайте клиентам культуру и уважение к правам. Разъясняйте им, что авторским и исключительным правом после фотосессии владеет фотограф, а не клиент. Если клиенты не согласны с таким положением вещей, то можете передать им исключительные права, но тогда повышайте стоимость фотосессии.

Самый главный совет как развеять заблуждения до начала фотоссессии

Некоторые заблуждения клиентов могут показаться непреодолимыми из-за чего в будущем потенциально возникнут проблемы. Для их предупреждения дам самый главный совет.

Со всеми подозрительными и ненадёжными клиентами заключайте письменный договор. Пусть в этом договоре каждый пункт будет противовесом заблуждений, о которых шла речь выше.