Светский гений света — играя словами, можно так назвать Валентина Серова (1865–1911). Действительно, он писал верхушку российского общества и императора Николая II, но его работы не похожи на типовые парадные портреты. Даже на знаменитом портрете Зинаиды Юсуповой (1902) мы видим личность, а не атрибуты статуса одной из самых влиятельных женщин Российской империи. Портрет Николая II (1900) и вовсе камерный — и выпадает из галереи изображений российских самодержцев. Что отличает живопись Серова, почему очередь на его выставку в Третьяковской галерее стала мемом?
Серов родился в Петербурге в творческой семье — композиторов Александра и Валентины Серовых. Первые художнические навыки получил в Германии и Франции, уже в 1874 году в Париже его заметил Илья Репин, отмечая, как Серов «впивается» в работу. Репин, к слову, поддерживал совсем юного художника, занимался с ним в середине — конце 1870-х, когда тот был подростком. Совсем юным Серов попал и в Абрамцево, в ближний круг мецената Саввы Мамонтова, где писал портреты домашних.
В Академии художеств он занимался у Павла Чистякова — педагога, воспитавшего художников от Ильи Репина до Михаила Врубеля. Кроме занятий в Академии, Серов обычно портретировал всех, кто был рядом, приезжая к Мамонтовым или к родным, — постоянно оттачивал восприятие натуры, как сомелье тренирует рецепторы.
Зная биографию Серова сегодня, можно подумать, будто ему везло (сам Репин с ним занимался с детства) и все давалось легко: мастерство, огромное количество заказов, неформальное звание лучшего портретиста России. Но, чтобы быть настолько метким и техничным, Серов постоянно учился — у коллег и окружающего мира. Совсем молодым человеком он замечал, что с неослабевающим интересом пишет натурщиков, и по портретам заметно, как ему важно найти не только ракурс, но и контекст, цельный образ.
Как человек, Серов был уживчивее многих коллег, как живописец — тонко чувствовал свет, на примере его работ можно объяснять тезис «цвет — это свет». Вы наверняка помните «Девочку с персиками» (1887) — и больше всего картина запоминается не персиками, а жемчужным свечением кофты, рассеянным светом из окна, который Серов виртуозно передал.
Глядя на портреты кисти Серова, легко заметить, что его образы появлялись как бы в соавторстве с героями. Наверное, так видят «натуру» лучшие дизайнеры костюмов и интерьеров: выходят на такой уровень контакта, когда не важно, насколько статусный заказчик и какие у него «парадные» образы. Cегодня нам за счет этого понимания натуры портреты кажутся «близкими», а живопись Валентина Серова остается зрительской в самом широком смысле этого слова — до очередей и мемов.
Например, портрет Николая II (1900) сложно воспринять как императорский — все же у нас не принято изображать монарха так просто и даже проникновенно — без массивных регалий. Много позже Константин Коровин писал об этом портрете, что Серов первым уловил «мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
Один из самых спорных и захватывающих — серовский портрет актрисы Иды Рубинштейн (1910). В его стилистике сложно узнать Серова, писавшего Юсуповых, — настолько он аскетичный и даже резкий, но это тоже результат «впивания» в натуру и чувства времени. Плотные текучие линии, поворот головы, образ Рубинштейн — это модерн, лишенный украшательств, будто смысловой остов более вычурных работ современников.
Умер Серов рано: в декабре 1911 года, в Москве, от приступа стенокардии. Нам остается радоваться, что при жизни он был востребован и оставил много работ — главное, по пути к ним больше не выламывать двери в здание Третьяковки на Крымском Валу.
Ну и небольшая, почти интимная деталь: в том же Абрамцеве и среди «своих» Серова называли Антоном. В статьях и материалах к выставкам его, конечно, упоминают как Валентина, но, если вы будете читать воспоминания художников — современников Серова, знайте, что Антон Серов — это «домашняя» версия Валентина. Появилась от детского имени Тоша.
Увидеть вживую картины Валентина Серова вы можете в основных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние партнерские отношения.
Текст: Анастасия Семенович