Покупая франшизу, франчайзи рассчитывает на фактически готовый бизнес. Но сколько действительно можно заработать на самых популярных франшизах? Старший партнёр сети Vysotsky Estate Сергей Смирнов разбирает «по косточкам» франшизы магазина одежды, кофейни и агентства недвижимости и на конкретных цифрах показывает, сколько чистой прибыли франчайзи может положить себе в карман.
Магазин одежды
Главный недостаток такого бизнеса — дорогая аренда торговых помещений. Вы просто не можете не учитывать трафик и целевую аудиторию. Например, в спальных районах Москвы и Санкт-Петербурга «провалились» все магазины одежды, открытые не в торговых центрах. Почему? Потому что покупатель сегодня выбирает или доставку из таких интернет-гигантов, как Wildberries и La Moda, или едет на шопинг в торговый центр.
Тогда перед фанчайзи встаёт выбор: платить за аренду помещения от 300 тысяч рублей в месяц или вкладывать сотни тысяч рублей в раскрутку инстаграма. Маржинальность бизнеса при этом неминуемо падает. Кроме того, нужно найти очень нишевую линию одежды, чтобы конкурировать с масс-маркетом.
У меня есть знакомый владелец магазина, который уже 20 лет возит мужскую одежду из Италии. Средний чек покупки в его магазине немаленький — 5-7 тысяч за одну вещь. Из-за курсовой разницы маржинальность за последние годы упала в несколько раз и продолжает падать. Вторая его глобальная проблема — вынужденная конкуренция с крупными сетями и магазинами в инстаграме. Маркетинговые бюджеты за последние несколько лет выросли в разы. К тому же очень много «съедает» аренда помещения. Если раньше он привозил новую коллекцию и к нему тут же набегала толпа покупателей, то сейчас он «выживает» только на базе постоянных клиентов.
Ещё один весомый недостаток такой франшизы — деньги постоянно застревают в товаре. Ведь чтобы держать на полке товар, его нужно закупить. Одна моя знакомая — владелица крупного магазина женской одежды в торговом центре — вложила таким образом в товар 9 миллионов рублей.
Кроме того, пересортица абсолютно убыточна. Представьте, что в вашей коллекции — определённая модель юбок. Большие размеры разобрали быстро, а маленькие совсем не покупаются. Получается, на полках всё время залёживается товар, за который бизнесмен заплатил деньги, но который вообще не отбивается. Казалось бы — это же не овощи и не фрукты, но ситуация с «залежалым» товаром идентичная.
Франчайзер «ловит» желающих обзавестись своим бизнесом на то, что при покупке франшизы магазина одежды нет никакого паушального (первоначального) взноса. Просто здесь паушальный взнос берётся в виде обязательной закупки — ты обязан постоянно держать складской остаток. Понятно, что у самой сети всё хорошо, ведь за товар платит франчайзи.
Главная ловушка заключается в том, что оборот в таком бизнесе вроде как высокий, но чистая прибыль сильно от него отличается. Например, вы продали одежды на 3 миллиона рублей, но чистая прибыль составит только 300 тысяч. Остальное вы снова вкладываете в товар, оплачиваете помещение, платите зарплаты сотрудникам и т.д. Получается, при 36 миллионов рублей оборота в год вы зарабатываете только 10%.
Франчайзер втягивает покупателей франшизы на показателях высокого оборота. А потом бизнесмен сталкивается с реальностью и обнаруживает, что сидит с сезонным товаром, который уже никому не нужен. И, к сожалению, часто всё заканчивается тем, что франчайзи вынужден объявлять ликвидацию товара и попросту закрывать магазин.
Плюсы: отсутствие паушального взноса, высокий оборот
Минусы: высокая стоимость аренды, обязательный складской остаток, убыточная пересортица, высокая конкуренция
Кофейня
Сейчас это очень модный бизнес. Но мало кто задумывается, что это бизнес низкомаржинальный, и не стоит рассчитывать на однозначную историю успеха. Не верите? Почитайте реальную историю человека, решившего открыть кофейную точку.
Знаете, в чём главный секрет кофейни? В скорости заваривания кофе. Никто не понимает, что в Италии, Германии и других европейских странах, где на кофейном бизнесе собаку съели, бариста пользуются мультирожковыми аппаратами, чтобы одновременно можно было заваривать до 10 стаканчиков кофе. Владелец кофейного бизнеса должен найти крутого бариста, который будет быстро и качественно делать кофе. Но поиск расторопного персонала — не единственная задача бизнесмена. Ещё нужно найти локацию, способную обеспечить большой поток посетителей.
Надо понимать, что кофе целый день не пьют. Вечером его никто не заказывает, это чисто утренний товар. Поэтому вашему бариста придётся встать в 6 утра, подготовить свежую выпечку и дальше работать до 5 часов вечера как проклятому. Заваривать кофе надо быстро. Особенно это касается точек с высокой проходимостью, потому что клиенты не готовы стоять в очереди и ждать свой утренний эспрессо. Модель Cofix — как раз такая: их сотрудники должны работать со скоростью McDonald’s, иначе бизнес теряет смысл. Красивая картинка, где в стильной кофейне колоритный бариста вдумчиво готовит модным посетителям кофейно-виноградный трипл-сек — не более чем ваша иллюзия. Прибыльная кофейня — это не бизнес в удовольствие, а ежедневная рутинная работа нон-стоп.
К слову, низкая стоимость открытия кофейной точки — мнимая. Да, на старте за франшизу вы заплатите порядка 2-2,5 миллионов рублей. Но аренда хорошей точки для кофейни стоит дорого. Чтобы получить место, скажем, на ж/д вокзале, в бойком торговом центре или у входа в метро, придётся выложить немалую сумму даже за небольшой «кусок» в 10-15 метров. Стоимость аренды помещения без посадочных мест доходит до 150 тысяч рублей в месяц.
Примите во внимание и то, что стоимость оборудования для кофейни тоже очень высока. Цена самой простенькой профессиональной кофемашины стартует от 150-200 тысяч рублей. Хотите хорошую кофемашину — закладывайте не меньше миллиона.
Теперь о главном. Маржинальность одного кофе-поинта составляет 50-100 тысяч рублей в месяц. И, чтобы выйти на приличный доход, скажем, в 300 тысяч рублей, нужно «шарашить» как минимум на трёх точках.
Плюсы: низкая стоимость франшизы, красивая картинка бизнеса
Минусы: дорогое оборудование, высокая стоимость аренды, высокая скорость работы, низкая маржинальность
Агентство недвижимости
Давайте разберёмся: что такое агентство недвижимости?
Представьте: у вас есть виртуальный склад, на котором товара — на сотни миллиардов рублей. Возможно ли такое? Да, если вы — специалист по недвижимости.
Предположим, вам доступны 50 новостроек города со средним чеком квартиры 5-7 миллионов рублей. При этом каждый из жилых комплексов реализует порядка 2 тысяч квартир. Представляете, к какому складу вы получаете доступ? За каждый проданный объект вы получаете комиссию от застройщика в размере 2-3% от стоимости объекта. То есть маржинальность одной операции стартует от 200 тысяч рублей.
Теперь о затратах и окупаемости. Есть вложения в покупку франшизы и открытие офиса (в среднем 4 миллиона рублей) и ежемесячные вложения (порядка 400 тысяч рублей). Чтобы выйти на чистую доходность в те же 300 тысяч рублей, вам (даже при условии, что вы делитесь комиссионными с агентами), достаточно совершать 5 сделок в месяц. То есть всего 60 сделок в год обеспечивают вас теми деньгами, за которыми с франшизой магазина одежды или кофейни вам пришлось бы буквально «упахиваться». При этом ваш бизнес полностью построен, никаких проверок санэпидемстанций, получения лицензий и согласований.
В кофейном бизнесе вы будете зависеть от складского остатка кофе, от баристы (вышел он на работу или нет) и, самое главное, вам придётся обеспечить продажу огромного количества стаканчиков кофе. ОГРОМНОГО! Только представьте: 1600 стаканчиков кофе приносят столько же прибыли, сколько 1 сделка в агентстве недвижимости. Что, по-вашему, проще и приятней?
Что касается магазина одежды, то для начала вам нужно будет накупить товара сразу миллиона на три. Сначала вам предложат купить одежды на 1,5 миллиона, но через месяц приедет человек из франшизы и скажет:
«Нет товарного остатка! Давай-ка прибыль снова вкладывать в товар!».
Франшиза агентства недвижимости — это один из самых быстро окупаемых бизнесов. В среднем в точку безубыточности агентство выходит за 7 месяцев, а в точку прибыли — за 14-18 месяцев стабильного дохода. Полный возврат инвестиций происходит максимум за 24 месяца.
Плюсы: высокая маржинальность, быстрая окупаемость, отсутствие «застрявших» в товаре денег
Минусы: В отличие от той же кофейни, которую может открыть любой, агентство недвижимости как бизнес строится на человеческих коммуникациях. Именно поэтому половине из тех, кто пытается открыть агентство недвижимости, такое дело попросту не подходит — уровня их коммуникативных навыков для этого бизнеса недостаточно.
Как это понять? Пройдите тест Адизеса и узнайте, подходят ли ваши коммуникативные навыки для работы в сфере недвижимости.