Найти в Дзене
LinguaZen

Как учить языки с точки зрения нашего мозга: 6 работающих советов

Оглавление

Учить языки непросто. Но если знать, как работает наш мозг и память, можно делать это с меньшей затратой сил и энергии. В этой статье мы поделимся шестью такими советами.

Учите слова с помощью интервального повторения

Еще в XIX веке психолог Герман Эббингауз провёл эксперимент, чтобы понять, как работают процессы запоминания. Он учил бессмысленные слоги (вроде чоп, лин, бос), и следил, сможет ли вспомнить их через час, через несколько часов, через день и через неделю. Оказалось, что уже спустя час после первого безошибочного повторения списка слогов, он вспомнил меньше половины из них, а через десять часов — около трети.

-2

Эббингауз вывел кривую забывания, которая гласит: с течением времени нам свойственно забывать то, что мы когда-то знали и помнили. Поэтому лучший способ эффективно запомнить информацию — например, слова на иностранном языке — это повторять их с растущей периодичностью.

Когда вы встретили на уроке новое слово, запишите его в блокнот и попробуйте вернуться к нему вечером того же дня — сможете ли вы вспомнить, что оно значит? Если да, отложите его до следующей недели, а если нет — повторите его на следующий день. Как только оно прочно засядет в памяти, увеличивайте интервал. Главный принцип — повторять слово, когда оно почти забылось. Так слабеющая нейронная связь будет крепнуть каждый раз, когда вас удастся вспомнить значение нового слова.

Чтобы не следить за сохранением интервалов вручную, можно использовать приложения, в основу которых лёг метод интервального повторения, например, Anki или Quizlet.

Учите язык не как предмет, а как навык

Язык неэффективно учить так же, как мы учим историю или литературу. Язык — это не предмет, который вы изучаете, а скорее приобретаемый навык. Поэтому не относитесь к нему как к множеству правил, слов и идиом, которые нужно выучить в хронологическом порядке. Всё это нужно уметь применять на практике.

Это не значит, что совсем не нужно учить правила. Но после того, как вы прочли главу из учебника по грамматике, советуем применить эти знания в действии: например, составить несколько предложений с только что выученной конструкцией. То же самое со списком новой лексики: если вы учите 100 слов о политике, затейте с другом, который хорошо говорит по-английски, дискуссию на тему электоральной свободы в США.

Не забывайте и о том, что язык — это разные навыки: говорение, письмо, восприятие на слух, чтение. Их нужно тренировать сбалансированно: если вы чувствуете, что плохо воспринимаете речь на слух, но легко читаете, стоит больше времени уделять упражнениям на аудирование и просмотру сериалов нежели чтению новостей. Не зря в международных языковых экзаменах отдельно оценивается письмо и аудирование, грамматика и говорение. А вузы часто требуют не только высокий общий балл, но и хорошие баллы по каждой части. Действительно, тяжело учиться, если вы пишете на уровне advanced, но не воспринимаете на слух речь выше intermediate.

Подбирайте материалы по сложности — не слишком легкие и не слишком тяжёлые

Если первокласснику дать задачу по матанализу, он вряд ли ее решит, потому что не обладает нужными знаниями. То же самое с языком — если сразу начать со сложной грамматики, но не освоить тысячу самых распространенных слов, обучение будет не слишком эффективным. При этом повторять только хорошо знакомый материал тоже не слишком полезно, хотя и может быть приятно, создавая иллюзию, что вы всё знаете.

Именно поэтому так важно выбрать правильные материалы для изучения. В идеале, в каждый момент времени есть упражнения, которые идеально подходят вам по уровню сложности. Например, в самом начале полезно будет выучить частотный словарь (в английском он называется frequency list) — 1000 самых распространенных слов. А если вы на уверенном среднем уровне, можно углубиться в продвинутую грамматику. Грамотно выстроить учебный процесс поможет опытный преподаватель.

Кстати, если вы только начинаете учить язык, лучше выбрать именно преподавателя, а не носителя. Носитель прекрасно знает язык, но не знаком со сложностями, с которыми неизбежно сталкиваются изучающие язык. Преподаватель же знает все подводные камни и исходя из этого выстраивает занятия.

Интегрируйте язык в повседневность

Некоторые преподаватели языка советуют развесить по квартире стикеры с иностранными словами: «cupboard» на шкаф, «table» на стол и так далее. Так создается иллюзия запоминания — каждый раз, видя стикер со знакомым словом, человек думает: «Точно, cupboard означает шкаф». Однако не факт, что он вспомнит нужное слово, если убрать стикер.

Куда более эффективно вспоминать слова без подсказки. Оглянитесь вокруг и попытайтесь описать реальность, которая вас окружает: на столе стоит ваза с пионами, на шкафу лежит пыль, потому что я не вытирал её уже три дня. Если не хватает лексики или грамматики — смело гуглите.

Описывайте вслух то, что происходит, или начните вести дневник на иностранном языке. Попробуйте читать новости на английском, если позволяет уровень языка. Приготовьте на обед блюдо по рецепту на английском. В пучине дел остановитесь и спросите себя: как перевести это слово на язык, который я учу? Так вы погрузите себя в языковую среду даже если никто вокруг вас не говорит на изучаемом вами языке. Это требует определённых усилий и дисциплины, но оно того стоит — мозг начнёт думать на иностранном языке.

Попробуйте ассоциативный метод

Слово проще запомнить, если вы столкнулись с ним в жизненной ситуации. Представьте: вы неправильно поняли преподавателя во время экзамена и ответили совсем не на тот вопрос, который он задал. Это наверняка снизит вашу оценку, но в будущем вы с большей вероятностью не допустите такую ошибку — обидную оплошность сложно забыть.

Мы запоминаем лучше всего, когда подключаются эмоции. Мы скорее запомним фразу, сказанную любимым героем сериала в решающий момент сезона, чем слово которое мы просто добавили из словаря. Поэтому так эффективно (и увлекательно!) учить язык на интересных материалах: фильмах, подкастах, ютубе.

Но что делать, если нужно выучить список определённых слов? Мы предлагаем придумывать к каждому слову ассоциацию, которая поможет его запомнить. Это может быть визуальный образ: например, английское слово «coat» легко запомнить, если представить кота, сидящего на пальто.

Ставьте реальные цели

Вы захотели выучить новый язык или подтянуть тот, который уже знаете. Приятно представлять, как вы будете уверенно заказывать кофе в парижской кофейне и непринужденно болтать с незнакомцем! Но на самом деле куда полезнее подумать о том, как занятия французским впишутся в ваше расписание: сколько часов вы сможете выделить на занятия с преподавателем? Будут ли у вас силы продуктивно учить язык? Или вы будете придумывать оправдания тому, чтобы не пойти на очередное занятие?

Выучить язык реально, но чем более продуманные и рациональные цели вы поставите, тем приятнее будет процесс. Рассчитайте, сколько времени вы готовы тратить на язык и к какой цели хотите прийти — объясняться с местными в туристической поездке или работать на языке?

Когда поставите глобальную цель, разбейте её на цели поменьше. Когда цель достигнута, можно награжать себя чем-то приятным. Так, достигая очередного рубежа, одерживая маленькую победу, легче оставаться мотивированным.