- Здравствуйте, дорогие подписчики и гости канала! Сегодня вас ждет встреча с художником-абстракционистом Исканом Ильязовым. Профессиональный переводчик, экономист, долгое время работавший консультантом по международным экономическим отношениям для российского бизнеса и иностранных инвесторов, коллекционер, в 59 лет впервые взял в руки кисть и через несколько лет стал академиком 2 художественных академий: Академии народного искусства России и Петровской академии наук и искусств! А еще он член Творческого союза профессиональных художников и Союза абстракционистов России, член Профессионального союза художников России, профессор изобразительного искусства Петровской академии наук и искусств.
Я совсем недавно познакомилась с этим удивительным человеком и спешу познакомить с ним вас. Он из тех редких людей, которые вдохновляют своим примером творить! Искан сам вышел на меня и предложил сделать совместный проект – подготовить видео на одно из моих стихотворений (кстати, и прочитал его сам) и сделать видеоряд из его работ. Что у нас получилось – смотрите здесь (Стихотворение Т. Краюшкиной "Призывный падеж" читает Искан Ильязов).
- Здравствуйте, Искан! Расскажите немного о себе. Где Вы родились, где живете? Немного о Вашем образовании и карьере.
- Здравствуйте, Татьяна! Я родился в 1956 году в городе Тирасполе в Молдавии, теперь мой родной город – столица независимой Приднестровской республики. Сразу после школы я поступил в Московский институт иностранных языков и с 1973 года живу в Москве. С 2010 по 2018 год я по несколько месяцев в году жил в Каннах на Лазурном берегу Франции.
У меня высшие образования: переводчика английского и шведского языков и в Плехановском институте я получил диплом экономиста-международника как второе высшее образование. Я работал в Торгово-промышленной палате, пять лет проработал за рубежом, два года был «прорабом перестройки» в должности заместителя генерального директора Ассоциации экспортёров СССР, в постсоветское время один год учился на факультете права и бизнеса Кингстонского университета в Англии, возглавлял фирму по обучению малого и среднего бизнеса, потом небольшие консультационно-юридические фирмы, а затем стал независимым консультантом по внешнеэкономическим вопросам.
- У каждого художника свой путь к живописи. А каким был Ваш? Я знаю, что рисовать Вы начали в зрелом возрасте. Как появилась потребность творить? Что послужило толчком?
- Художественного образования у меня нет, я принципиальный самоучка и начал писать картины, когда мне было 59 лет, и сразу геометрические абстракции маслом на холсте. В Англии я прогуливал свои занятия, вместо них слушал курс истории искусств в своём же университете и много времени проводил в лондонских музеях. Между 2005 и 2012 годами я собрал небольшую художественную коллекцию с упором на графику московских художников-нонконформистов. Как коллекционер я много читал об изобразительном искусстве, покупал и изучал альбомы-каталоги в большом количестве, посещал выставки, ярмарки, галереи. Что было толчком творить?
Некоторые знавшие меня по собирательству художники и мой арт-дилер вдруг весной 2015 года, не сговариваясь, стали подбивать меня писать картины, я сопротивлялся, потому что думал, что нужно сначала учиться, но как только попробовал, всё пошло на удивление хорошо. Я думаю, что моя насмотренность, общая художественная культура и вкус были им видны. Оказалось, у меня заранее было сформировано понимание, что писать и как, а самое главное – как НЕ писать, и не хватало лишь знания поведения художественных материалов, но это знакомые художники подсказали по телефону. Собирание художественной коллекции тоже в некоторой степени творчество, и в какой-то момент оно перешло в создание картин.
- Кто из художников помог сформироваться Искану Ильязову-художнику?
- Никто! Мой единственный учитель – Природа! Я ни секунды ни у кого не учился и даже в 2016–2017 году отказался от бесплатных мастер-классов одного известного нонконформиста в Москве и одного друга Пикассо в Каннах, потому что боялся потерять свою самость под их влиянием. Я считаю непревзойдёнными «старых мастеров», из отечественных люблю Врубеля, я любил Люсьена Фрейда и Дэвида Хокни по моим лондонским походам в музеи ещё в девяностые, когда широкая публика о них и не слышала, и был в двухтысячные годы в восторге от Джеффа Кунса.
Марка Ротко я очень ценю, но не люблю, и посмотрел в интернете лишь тогда, когда мне мой арт-дилер сказал, что моя первая картина – вылитый Ротко! Но это только на первый взгляд на телефоне, а так – ничего общего. Никакого влияния перечисленных художников на моё творчество обнаружить не удастся. Мне легко быть не похожим на других, когда в России геометрических абстракционистов единицы, да и во всём мире пары тысяч не наберётся. Не считая себя последователем Малевича, я стараюсь пропагандировать в России геометрическую абстракцию, потому что родоначальником этого течения был именно он в 1915 году с «Чёрным квадратом».
- Вы входите в число 300 (поправьте, если ошиблась с этим числом) абстракционистов России. Почему абстракционизм? Чем он привлекает Вас как художника?
- Абстракционистов в России в разы больше, чем 300 человек, однако в Союзе абстракционистов России (САБРОС) никаких цифр не называют.
Когда я в возрасте 59 лет начал писать картины, я благодаря жизненному опыту был склонен к философским обобщениям. Абстракция мне ближе, потому что она намного сильнее обобщает действительность, чем фигуративная живопись, а геометрическая абстракция предельно концентрирует суть бытия, она как математика по всеобщности и универсальности изобразительного языка. Я ищу сущностное и художественную истину.
В Каннах я много часов гулял по набережным и окружающий мир отпечатывался в голове, а там он делится на простые формы однородного цвета, разделённые чёткими линиями: море, небо, пляж, шеренга деревьев. Отсюда до абстракции один шаг.
- Вас называют Солнечным Исканом. Что Вас вдохновляет на творчество? Как приходят идеи? Помогает ли Ваше первое – филологическое – образование в создании сюжетов, идей Ваших картин?
- Моей кистью движет энергия Солнца! На творчество меня вдохновляет гармония природы.
Филологическое образование мне никак не помогает, экономическое тоже. А вот то, что я учился на переводческом факультете института иностранных языков, дало мне стажировку в «Интуристе», и когда я учился там на курсах гидов-переводчиков, мне больше всего нравились экскурсии по музеям. Первым крещением в искусстве был вопрос на зачёте – «Иконописная перспектива».
Потом студентом я несколько месяцев подрабатывал в «Интуристе» с группами скандинавских туристов, и моей специализацией были музеи. Там я научился не глазеть, а видеть, анализировать картину и ёмко озвучивать основные её черты. В моих геометрических кривых не только чёткость и математическая выверенность линии, не только ясность и выразительность, но и вдохновляющая меня певучесть линии мастеров Ренессанса и русской иконы.
Идеи картин я беру в основном из пейзажей, и «всякое бывало»: из скамейки в моём саду, своего гороскопа, открытого окна, интерьера кафе, сцены театра, старинной японской ширмы, египетских пирамид и погребальных масок, фотографий кристаллов, камней и полной луны – всех «исходников» и не упомнишь.
- Ольга Петрова, профессор искусствоведения, член-корреспондент Международной академии информации и информационных технологий, утверждает, что в Ваших работах «полностью реализован тезис «живопись – это свобода»». Как Вы пришли к такому пониманию живописи?
- Ольга Петрова – «главный искановед», у неё очень глубокие профессиональные знания. Не я пришёл к пониманию живописи, а оно само пришло, это одна из ступеней моей духовной зрелости. Своими картинами я делюсь со зрителем миром своих светлых чувств, делюсь духовными поисками истины через абстрактное спрессованное вИдение мира. Геометрическая абстракция даёт мне как художнику бОльшую степень свободы, чем другие принципы построения изображения. Внутри жесточайших норм классического геометрического абстракционизма – и это парадокс диалектики – я получаю больше свободы, чем при создании фигуративных картин. Через своё искусство я обрёл творческую свободу, а в свободе искусства я увидел и осознал смысл творчества.
P.S. От автора канала: - Дорогие подписчики и гости канала! На моем канале собирается думающая, адекватная публика, профессиональные художники и искусствоведы, преподаватели живописи и флористы и все те, кто искренне любит живопись и поэзию. Спасибо вам всем за ваши отзывы! Но бывает, что заходят люди, которые хотят поделиться тем, что лучше бы они оставили себе. Из желания уберечь чувства интервьюируемого я передаю право решать включить или отключить отзывы художнику, давшему интервью. Искан Ильязов принял решение отключить комментарии в интервью. Я уважаю его мнение. Ждем вас всех во второй части интервью, которая запланирована на следующий четверг!
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!