Найти в Дзене
Про Мой Район

На своих двоих: почему в наших городах становится больше пешеходных улиц

Оглавление

Скамейки, урны, фонари, велопарковки и другие малые архитектурные формы помогают современным мегаполисам возрождать идею пешей доступности.

Современный город – это хаос в четко организованном пространстве, и не удивительно, что человечество пробует разные варианты планировки городской среды. Как показывает практика, с главным правилом мы определились давно: пространство для жизни должно быть комфортным, прежде всего, для самих жителей. Инфраструктура, озеленение, удобная уличная мебель, детские площадки и прочие вспомогательные малые архитектурные формы – все это нужно для того, чтобы люди чаще проводили время на улицах родного города.

Москва, детская площадка в районе Капотня (фото: Роман Едигаров)
Москва, детская площадка в районе Капотня (фото: Роман Едигаров)

Когда все пошло не так

У пешеходов был абсолютный приоритет в городах вплоть до прошлого века – пока человечество массово не пересело в автомобили. Тогда улицы начали стремительно пустеть. Мегаполисы (американские, прежде всего) стали не просто недружелюбными к пешеходам – они стали агрессивными.

Чикаго, улица между городским складом и автостоянкой (фото: shutterstock.com)
Чикаго, улица между городским складом и автостоянкой (фото: shutterstock.com)

Росло количество ДТП и ухудшалась экология, улицы теряли привлекательность для прогулок. Унылые, с узкими тротуарами (или вовсе без них!), лишенные зелени, замусоренные – зачастую они были и вовсе опасными для людей. С этим надо было что-то делать. Урбанисты нового поколения забили тревогу в 80-х.

С тех пор они громко ратуют за возвращение улиц пешеходам: за ограничение или полный отказ от машин, преобладание смешанной застройки и шаговую доступность ко всей необходимой инфраструктуре.

Но не только: для того, чтобы город вновь стал пешеходным, ему нужно комплексное благоустройство. Улицы, переулки, площади и бульвары должны нравиться людям, дарить им чувство комфорта и причастности к большому сообществу. В этом городам помогают малые архитектурные формы – скамейки и детские площадки, уличные качели и скейтпарки, фонари и урны. Как уютная мебель, они привносят в мегаполисы ощущение любимого и гостеприимного дома.

Москва, сквер на улице Планерная (фото: Роман Едигаров)
Москва, сквер на улице Планерная (фото: Роман Едигаров)

Почему скамейки и фонари?

«Уличная мебель – забавная штука. Иногда вы замечаете ее только тогда, когда ее нет», – отмечает в колонке для New Geography писатель Роберт Далтон. Малые архитектурные формы, по его мнению, действительно ненавязчиво формируют пешеходную среду. В этом смысле одним из самых показательных примеров остается уличное освещение – чем его больше, тем ниже опускается уровень ночной преступности. В Нью-Йорке, к примеру, выяснили, что наличие фонарей не только сокращает количество преступлений на 39%, но и психологически успокаивающе действует на горожан, которых более не пугают прогулки в темное время суток.

Ньюй-Йорк, парк реки Гудзон (фото: shutterstock.com)
Ньюй-Йорк, парк реки Гудзон (фото: shutterstock.com)

Разумеется, уличная мебель – не единственное лекарство для «пешеходного» города, но именно малые архитектурные формы обладают уникальной способностью задержать людей на улицах. С доказательством этой нехитрой формулы, к примеру, вот уже несколько лет выступает группа энтузиастов из Сан-Франциско: за небольшое пожертвование (или вовсе бесплатно!) активисты движения Public Bench Project создают и устанавливают яркие скамейки по просьбе местных жителей. Лавочки появляются возле жилых домов, ресторанов и магазинов с одной-единственной целью: подарить дружественное общественное пространство, в котором люди смогли бы отдохнуть и пообщаться прямо на свежем воздухе.

Удобные скамейки и даже шезлонги, велопарковки, красивые павильоны, множество урн, беседки, детские площадки, арт-объекты – все это привлекает людей, становится для них интересной локацией для фотосъемок и заставляет возвращаться на улицы города снова и снова.

Москва, сквер у метро «Автозаводская» (фото: «Мой район»)
Москва, сквер у метро «Автозаводская» (фото: «Мой район»)

Один из трендов последних лет – качели – отлично сработал во время благоустройства Триумфальной площади в Москве, подарив уже взрослым горожанам чувство беззаботности и детства прямо посреди делового города. Сегодня качели можно найти во многих районах столицы (в том числе, достаточно отдаленных от центра — смотрите ролик ниже).

Наконец, МАФы нового поколения стремятся отвечать и другому показателю качественной городской среды – экологичности. Помимо озеленения и ограждения от автомобилей, пешеходные улицы теперь все чаще располагают контейнерами для раздельного сбора мусора, фонари становятся светодиодными, а уличная мебель изготавливается из перерабатываемых материалов. Грамотное благоустройство хорошо влияет не только на уровень жизни в городе, но и на устойчивое развитие человечества. И это уже не просто прихоть новоурбанистов. Это – новые стандарты, по которым сегодня стремится жить все мировое сообщество.

Подборка общественных пространств «до/после» благоустройства в разных городах мира

Москва, Крымская набережная (фото: АГН «Москва»)
Москва, Крымская набережная (фото: АГН «Москва»)
Нью-Йорк, Таймс-сквер (фото: flickr.com)
Нью-Йорк, Таймс-сквер (фото: flickr.com)
Вена, Марияхильферштрассе (фот: vienncouver.com)
Вена, Марияхильферштрассе (фот: vienncouver.com)
Москва, Лианозовский променад (фото: lianozovo.mos.ru)
Москва, Лианозовский променад (фото: lianozovo.mos.ru)
Нью-Йорк, общественное пространство The Pearl Street Triangle (фото: dumbonyc.com)
Нью-Йорк, общественное пространство The Pearl Street Triangle (фото: dumbonyc.com)
Париж, общественное пространство у моста Александра III (фото: parisperfect.com)
Париж, общественное пространство у моста Александра III (фото: parisperfect.com)