Найти в Дзене
General Invest

Что такое Consumer Price Index (CPI)?

Рубрика "Финансовая грамотность"

Consumer Price Index (CPI) или индекс потребительских цен (ИПЦ) - это показатель, показывающий средний уровень изменения цен товары и услуги за определенный период времени (чаще всего отслеживаются изменения год к году (г.г.) и месяц к месяцу (м.м.)). Данный индекс часто называют "индексом инфляции", так как он часто используется для определения периодов инфляции и дефляции.

В США расчетом индекса занимается Бюро статистики труда и публикует его ежемесячно. Для расчета индекса берется стоимость потребительской корзины в текущем периоде и сравнивается со стоимостью этой же корзины в базовом периоде.

Базовый в период в расчете США это 1982-84 гг., индекс равен 100. Последнее значение индекса в мае 2021г. было равно 268,55, соответственно инфляция за этот продолжительный период составила 168,55%. Однако чаще всего используется изменение индекса месяц к месяцу или год к году для понимания текущей динамики.

В потребительскую корзину в определенной пропорции входят средние расходы населения по основным группам товаров:

▫️ Продукты питания

▫️ Медицина

▫️ Развлечение и отдых

▫️ Образование

▫️ Транспорт

▫️ Одежда

▫️ Расходы на содержание жилого помещения, не относящиеся к вышеперечисленным категориям

▫️ Другие продукты и услуги

-2

Отличие ИПЦ от Базового ИПЦ заключается в том, что в расчет базового индекса не включаются продукты питания и энергоносители из-за высокой волатильности цен на эти товары.

Почему при росте индекса в мае на 5% г.г. и 0.7% м.м. руководство ФРС говорит о временном характере инфляции, ведь годовой рост стал максимальным за 13 лет?

Одна из основных причин - это всплеск потребительского спроса из-за "открытия" экономики в совокупности с перебоями в поставках. Например, в последнем индексе цены на рынке б/у автомобилей и грузовиков выросли на 30% г.г., что во многом обусловлено дефицитом полупроводников и снижением запасов автомобилей и, как следствие, вынудило потребителей обратиться на вторичный рынок.

Второй важный фактор - эффект низкой базы. Закрытие экономики и локдауны в прошлом году сказались на инфляции. Именно в мае 2020 года инфляция в США опустилась на минимальные значения за весь год — 0.1% г.г. Например, цены на авиабилеты выросли на 24% г.г. из-за того, что авиакомпании были вынуждены снижать цены в самом начале пандемии в связи с низким спросом, несмотря на сезонность.