«Народной мечтой» советских граждан всегда называли «Жигули». Но оказывается, опрос, проведенный в 1972 г. Всесоюзным институтом изучения конъюнктуры спроса и торговли показал, что 38,9% опрошенных отдавали предпочтение «Москвичу». И причина до банальности проста – цена и доступность. Купить автомобиль можно было проще, чем «Волгу» или ВАЗ, обслуживать проще. Но доступной для простого народа даже эта машина была не всегда. Чтобы посмотреть, как это было, мы нашли несколько справочников-прейскурантов, подняли отчеты ЦСУ о средних зарплатах и изучили отзывы и воспоминания на разных форумах.
Первые и редкие
Серийный выпуск автомобилей «Москвич-400» начался в 1947 г. На «Заводе малолитражных автомобилей» изготавливали на частично трофейном оборудовании аналоги немецкого Opel Kadett. Стоила такая модель вплоть до 1953 г. 8 000 руб. (до реформы). И это было ровно половина цены «Победы», которую продавали за 16 000 руб.
В 1954 г. в свет вышел модернизированный 401-й автомобиль, за ним 407. Продавали их дороже, в 1959 г. цены составляли:
- 401 – 9 000 руб.;
- 402 – 15 000 руб.;
- 407 – 25 000–27 000 руб.
Когда есть выбор
После деноминации в 1961 г. значения уменьшились в 10 раз, но стоимость в рознице выросла. 403-ю модель в 1964 г. отдавали за 3 600 руб. Для сравнения, за «Волгу» просили 5 600 руб.
В рознице автомобили отпускали в 2–3 раза дороже их реальной стоимости. Это подтверждают данные из Прейскуранта цен № 21-01, которые начали действовать с 1973 г.
Таблица 1. Оптовые и розничные цены в 1973 г.
Оптовые значения из первого столбца таблицы были утверждены для отпуска промышленным предприятиям, различным ведомствам, министерствам. Простые граждане были вынуждены покупать «Москвичи» в 2,5 раза дороже.
При средней заработной плате 136,2 руб. в 1973 г. собрать нужную сумму для приобретения 412 модели улучшенной планировки 4 955 руб. можно было за 36 месяцев. То есть семье нужно было откладывать полностью одну зарплату в течение 3 лет, чтобы накопить 4 955 руб. Соответственно, если откладывали меньше, срок до воплощения мечты отодвигался.
В 1979 г. стоимость выросла еще – за М 2140 с 6 800 до 6 865 руб.
Таблица 2. Цены «Москвичей» в 1978 и 1979 гг.
Когда «Москвич» стал дороже «Жигулей»
Перекос в ценовой политике начал наблюдаться к концу семидесятых. Так, в 1983 г., по воспоминаниям читателей сайта drive2.ru, «Москвичи» стоили:
- 21406 – 7 400 руб.;
- 2140 – 7 500 руб.;
- 2140 «Люкс» – 8 000 руб.
За такие деньги можно было купить ВАЗ 2105 – 8 000 руб. А 11 модель «Жигулей» вовсе стоила 6 400 руб.
К девяностым разрыв стал еще выраженнее. «Москвичи» отдавали в 1990 г. за:
- 412 ИЭ – 7 100 руб.;
- 2141 – 9 600 руб.;
- 21412 – 9 600 руб.
Тогда как новая «Девятка» стоила 9 000 руб.
В 1990 г. средняя зарплата по экономике составляла 300 руб. Соответственно, на «Москвич» за 9 600 руб. нужно было откладывать как минимум 29 месяцев.
В современных деньгах
Для сравнения возьмем цены в 1990 г., когда курс доллара установили на уровне 1 $ = 1,8 руб. Получается, что авто обходилось в 5 333 $.
С учетом инфляции сегодня это 10 984,06 $, что по курсу на июнь 2021 г. составляет 792 060 руб. Получается при современной зарплате 51 083 руб. (за 2020 г. по данным Росстата) купить «Москвич» можно за 15 месяцев.
Понравилась статья? Поддержи канал лайком! Подписывайтесь на канал, у нас для вас припасено еще много удивительных фактов!
Автор: Матушевская Лариса. Источники:
yakapitalist.ru/finansy/stoimost-mashin-v-sssr-v-70-e-gody/
drive2.ru/b/288230376151863597/