Найти в Дзене
Psyhologywoman

Правила этикета, поведение человека в обществе

Оглавление

Характер человека многогранен, для этого в обществе существуют правила этикета, соблюдение которых заставляет человека контролировать свои эмоции. Нормы человеческого поведения помогают легко находить общий язык с другими людьми и производят хорошее впечатление о культурном воспитании личности.

Рассмотрим базовые правила этикета, свидетельствующие о воспитанности человека.

Правила речевого этикета

По речи мы определяем, словарный запас человека, а насколько грамотно и культурно изъясняется личность, говорит, прочитанное количество книг и уважение к себе. Чем вульгарнее речь, тем ниже самооценка и беднее словарный запас.

Соблюдение речевого этикета является главным признаком грамотности и культурной образованности у личности. По тому, как человек говорит с другими людьми, можно сделать вывод об его отношении и восприятии себя в обществе, и о его учтивости к другим.

С раннего детства ребенок познает правила речевого этикета и посредством общения учится лучше понимать собеседника. Родители учат малыша вежливым словам, объясняя, как вести себя в гостях, дома, на улице или в детском саду.

При этом каждая культура имеет свой речевой этикет, каждая национальность по-разному ведет свой диалог. Например, японцы и итальянцы эмоционально реагировать на одну и ту же ситуацию, будут по-разному.

Говоря о старшем поколении, молодые люди обязаны проявлять уважение и почтение, обращаясь по имени отечеству или на Вы. Неприлично старшему поколению «тыкать» или разговаривать в повелительном тоне. Например, эй ты, должен принести…., иди, сделай… . Культурная речь звучит так; пожалуйста, принесите мне …, пожалуйста, подайте мне…, объясните, мне… .

Соблюдая правила речевого этикета, человек контролирует свою интонацию при общении с собеседником, ясно давая понять свои эмоции. Человек умеющий контролировать свои эмоции, общается с другими вежливо, дружелюбно и спокойно. Враждебная интонация говорит о сильном внутреннем раздражении.

Люди любят говорить много, но не все умеют слушать и слышать. Очень часто люди перебивают друг друга, не слушая до конца речь говорящего, вмешиваются в разговор, не ознакомившись с сутью.

При личном разговоре, речь должна быть грамотной и культурной, этикет подразумевает ясное проговаривание слов и четкое изложение своих мыслей. Вы должны донести цель своего разговора до собеседника.

Общаясь с незнакомыми людьми, деловыми партнерами, наша речь звучит иначе, чем при общении с семьей, близкими друзьями.

Свои правила этикета существуют и для телефонных переговоров. Общаясь по телефону, мы не видим собеседника, но по интонации улавливаем настроение оппонента.
В рабочие дни звонить можно с 8 утра до 9 вечера, в выходные с 11 утра. Исключение составляют сверхсрочные или жизненно важные дела. Говорить по телефону желательно не более 15 минут, если это только не близкие люди. В том случае, если незнакомый человек вам не ответил, перезвоните через час или два, в зависимости от вопроса, с которым вы обращаетесь.

Когда звонят кому-то, кого вы знаете, можно спросить; что ему передать. Начиная говорить по телефону, обязательно представьтесь и уточните, удобно ли собеседнику с вами пообщаться. Ведите телефонный разговор так, чтобы не причинять неудобства собеседнику. Если связь прервалась, перезвонить должен тот, кто позвонил первым. Речь должна быть ясной и разборчивой, желательно не жевать во время разговора. Заканчивая беседу, поблагодарите собеседника и вежливо попрощайтесь.

Также можно отправить сообщение в письменном виде, человек увидит и ответит.

Правила этикета имеются для письменного обращения, речь должна быть краткой, лаконичной и понятной, с грамотной стилистикой. Размер шрифта должен легко читаться.

Речевой этикет бывает официальным, повседневным и свободным (близкие люди).

Начинается речь с приветствия, потом переход к основной сути разговора и заключительная часть, прощание. Первыми приветствуют те, кто младше по возрасту или по должности. Мужчина первым приветствует женщину, но если девушка моложе на много, она здоровается первой с взрослым мужчиной.
Наиболее важное в разговоре, это интонация, которая придает смысловую окраску той или иной теме.

Этикетом предусмотрена грамотная речь, базирующаяся на учтивости и корректности, обходительности, тактичности и уважении.

При рукопожатии, если женщина желает, она первой подает руку мужчине. Женщина при рукопожатии может не снимать перчатки, что не позволительно мужчине. Здороваться через рукопожатие необходимо по возрастному критерию, старший подает руку младшему. Подойдя к группе людей руку надо подать всем, а не только одному знакомому, так вы выразите свою учтивость к присутствующим.
Обычно при рукопожатии подают правую руку, но бывает, что человек протягивает левую руку, попутно объясняя причину. Чрезмерно сжимать руку при рукопожатии не требуется.

Правила этикета за столом

Едим мы не только дома, но и в ресторанах, кафе, столовых и гостях. В каждом месте действуют свои правила этикета, которые неукоснительно требуется соблюдать, чтобы не вызвать неприятие со стороны присутствующих.

1. На стол можно класть кисти, но не локти.
2. Салфетку кладут на колени, чтобы не испачкаться.
3. На стуле сидеть надо с прямой спиной, не наклоняясь низко над тарелкой.
4. Порции еды класть в рот желательны небольшие, этикет требует употреблять пищу медленно.
5. Неэтично говорить с полным ртом.
6. Блюдо, расположенное от вас далеко, попросите соседей передать вам.
7.Трапезничать следует без лишних звуков, чтобы не доставлять дискомфорт, и не портить аппетит окружающим.
8. Если блюдо горячее, дуть на него не стоит, подождите, пока остынет.
9. Столовыми приборами пользоваться надо правильно, в правую руку берем нож, в левую – вилку.
10. Жидкие блюда, чтобы не обрызгать одежду, желательно черпать ложкой от себя.

Телефон, перчатки, сумки и иные личные принадлежности на столе лежать не должны, это признак бескультурья.

-2

Правила этикета в ресторанах отличаются от поведения в гостях.

- Приступать к трапезе можно, когда блюда будут поданы всем присутствующим за столом.
- В обязанности официанта входит открытие бутылки с алкоголем.
- Речь за столом должна быть спокойной и приглушенной, чтобы не раздражать других посетителей.
- Чокаться надо тогда, когда звучит тост.
- Бокал с алкоголем держите за ножку тремя пальцами, так напиток не согреется от тепла рук, и вы не испачкаете пальцами стекло.
- Блюдо передавать в руки не надо, поставьте рядом с соседом.
- Перец и соль подаете вместе, не вынимая из подставки.
- Не берите еду у соседа с тарелки, это признак не воспитанности.
- Если попалось что-то несъедобное, аккуратно положите на салфетку рядом с собой. Также если попалась косточка, извлеките ее при помощи салфетки, поднеся последнюю ко рту.
- Приборы, которыми вы пользовались надо класть на тарелку, а не рядом на стол, даже если вы будете еще брать еду.
- Недопустимо за столом курить, громко смеяться и прихорашиваться.
- Официант может забрать приборы, если вилка, нож или ложка, лежат наискосок параллельно друг от друга.

Правила делового этикета

Недопонимание и ссоры являются неотъемлемой частью нашей жизни. Деловой этикет необходим, как порядок в общении между начальником и подчиненным, партнерами по бизнесу, в том числе и для взаимодействия с коллективом.

Говоря о бизнесменах или руководителях, знание делового этикета, создает впечатление у партнеров, что человек надежный и профессионал, знающий свое дело.

Внешний вид начальника или сотрудника предприятия, зависит от действующего дресс - кода на работе.

Сегодня стиль одежды более свободный, так как много сотрудников, работает удаленно.

Но все, же определенные нормы существуют, например, директор школы не придет на работу одетый в шорты, футболку и пляжные шлепанцы. Руководитель серьезного предприятия также не позволит себе подобный стиль одежды на рабочем месте.

Офисный стиль для женщин – брюки, юбка до колен, блузка однотонного цвета и жакет, туфли на невысоком каблуке. Не вызывающая косметика на лице, ухоженные руки и волосы. Все должно выглядеть естественно.

В том случае, когда встреча подразумевает строгие костюмы, то одеваться надо соответственно, чтобы не вызвать неприятия у партнеров.

-3

Независимо от погоды, одежда и обувь должны быть аккуратными и чистыми.

Наличием татуировок и иных украшений на теле, сегодня уже никого не удивишь, но деловой этикет не предусматривает демонстрацию рисунков или пирсинга на теле.

Хороший руководитель, это не только обладатель финансово – аналитического ума, но и превосходный психолог с организаторскими способностями. Именно отличное знание психологии помогает руководителю лучше понять собеседника. Невербальное общение играет не последнюю роль в переговорах. Мимика, язык тела и жесты красноречиво говорят о внутреннем состоянии собеседника.

Умение контролировать свои эмоции, является признаком сдержанности, уверенности в себе и власти.

Для делового человека время деньги, каждая его минута расписана. Опоздание недопустимо, так вы подрываете доверие к себе, но если все, же опаздываете, то предупреждайте об этом заранее.

Большой ценностью считается умение слушать и слышать, давая собеседнику высказаться, вы должны еще и понять, что он недосказал, какая мысль или чувство остались за вашим разговором.

Слова – паразиты в деловом этикете следует исключить, речь должна быть грамотной, культурной, с соответствующими терминами исходя из профессии.

Никогда не обсуждайте с одним партнером другого. Во-первых, вы можете выдать информацию, которая серьезно навредит репутации бизнес – партнеру. Во-вторых, ваш собеседник сделает вывод, что о нем вы тоже можете так сплетничать и потеряет к вам доверие, желание сотрудничать.

Говорить всегда необходимо по существу, не отвлекаясь на посторонние разговоры, при этом будьте максимально учтивы.

Нормы поведения человека в обществе

Поведение человека в обществе – это доброжелательность, сострадание, учтивость, вежливая речь и приятные манеры.
- Неуместен эгоизм, к окружающим проявляйте доброжелательность и уважение.
- Будьте приветливы, улыбчивы и дружелюбны.
- Вежливость свидетельствует о культурном воспитании у человека.
- Никогда не хвастайтесь и не нойте, это раздражает.
- Сначала думайте, потом говорите.
- Давайте собеседнику закончить речь, не перебивайте.
- Не показывайте пальцем на человека, это некультурно.
- Не жалуйтесь все время, что у вас тяжелая жизнь. Проблемы есть у всех, не только у вас.
- Сохраняйте самообладание, не подавайтесь на провокации. Помните,
сила в спокойствии.
- Всегда приходите вовремя на назначенную встречу.
- Держите слово и данные обещания, иначе к вам потеряют доверие даже самые близкие люди.
- Всегда вовремя отдавайте долги, из друга вы автоматически превращаетесь в недруга, если в оговоренный срок не отдали деньги.

Это основные нормы поведения человека в обществе, регламентирующие этикет в разных ситуациях, где оказывается личность. Ведя себя вежливо и учтиво, не причиняя дискомфорт окружающим, вы заработаете безупречную репутацию среди друзей, коллег и партнеров.