Найти тему
Бизнес-клуб «Атланты»

Корпоративная культура: как она помогает укреплять позиции бизнеса и удерживать сотрудников

Оглавление

Корпоративная культура играет огромную роль в успехе бизнеса. Она способствует росту компании и повышает её устойчивость не только к серьёзным кризисам, но и к обычным взлётам и падениям деловой жизни. Как это работает и с чего начать построение корпоративной культуры?

Понимать под корпоративной культурой единый дресс-код, регулярные выезды на природу и тренинги на сплочение – узкая точка зрения. Всё это только малая часть культуры компании. На самом же деле корпоративная культура – это все формальные или

неформальные нормы поведения сотрудников, совокупность общих установок, ценностей и убеждений.

Признаки низкой корпоративной культуры

· Высокая текучесть кадров;

· Проблемы с привлечением талантливых специалистов;

· Внутренние конфликты между сотрудниками;

· Отсутствие открытого диалога сотрудников и руководства;

· Вы как собственник бизнеса замечаете, что сотрудники регулярно подрывают авторитет компании или руководства перед клиентами и заказчиками.

Культура и ценности

Главная цель корпоративной культуры – формировать и поддерживать ценности компании, прививать их сотрудникам. Ценности компаний можно условно разделить на два вида:

1. Универсальные ценности

Они не дают представления о специфике компании, не раскрывают

её уникальность, но помогают задавать общее настроение. Это могут быть клиентоориентированность, равное партнёрство, работа на результат, взаимовыручка и толерантность.

2. Уникальные ценности

Тут уже проявляется всё буйство фантазии собственника

бизнеса. Например, к уникальным корпоративным ценностям Virgin Group относится пожелание к сотрудникам вносить позитивные перемены в жизнь общества и планеты. Работников призывают создавать лучшие банки, поезда, телекоммуникации, авиалинии.

Уникальными ценностями могут быть защита природы, сохранение диких животных, нестандартный подход к решению проблем.

Что даёт корпоративная культура

1. Имидж компании

Формируя культуру, вы создаёте позитивный образ компании как для нынешних сотрудников, так и для потенциальных. Сотрудники начинают идентифицировать себя с вашей компанией, гордиться причастностью к бренду.

2. Мотивация сотрудников

Когда людей объединяют общие ценности, а не только стремление к

финансовому достатку, они работают эффективнее. Кроме того, в компаниях с развитой корпоративной культурой, сотрудники более вовлечены во все процессы – им интересно участвовать в развитии компании.

3. Адаптация новых сотрудников

Если у вас есть чёткие формальные и неформальные нормы внутри

компании, и вы способны понятно донести их до людей, новичкам проще быстро влиться в коллектив.

4. Управление командой и систематизация работы

Имея установленные нормы корпоративной культуры, в диалоге с

сотрудниками в конфликтных ситуациях вы можете ссылаться не только на Трудовой Кодекс и договор.

Корпоративная культура формализует деятельность всех подразделений.

5. Маркетинг и PR

Корпоративная культура упрощает взаимодействие с клиентами,

партнёрами, СМИ. Если внешнему миру известны ваши принципы, вы активно транслируете их, это помогает продвижению на рынке.

Типы корпоративной культуры

Существует множество типов корпоративной культуры. Рассмотрим несколько, но будем помнить, что порой они могут смешиваться друг с другом в той или иной пропорции.

Культура власти и ролей

Все решения принимает один человек или небольшая группа

людей. Роли распределены максимально чётко. Присутствует строгий контроль за выполнением задач, руководство может проявлять деспотизм. От коллектива требуется неукоснительное следование уставу компании и регламентам общения, выполнение должностных инструкций.

Культура задач

Вертикальная иерархия «начальник-подчинённые» выражена

слабо. Все сотрудники чувствуют себя равноправными членами команды и работают над общими задачами. Приветствуются творческий подход и фокус на результат. Чаще всего такая культура встречается в молодых компаниях и стартапах.

Семейная культура

В таких компаниях весь коллектив – одна большая «семья».

Главное – это люди: сотрудники и клиенты. Обычно присутствует хороший соцпакет, созданы комфортные условия для работы, в офисе есть комнаты отдыха. Отношения практически неформальные и дружеские. Лидер компании воспринимается не как начальник, а как наставник. Явный минус – недостаток контроля, который может привести к серьёзным ошибкам.

Рыночная культура

Сотрудников оценивают не по потенциалу, а по тому, какую

выгоду он приносит компании здесь и сейчас. Важен исключительно результат.

Между коллегами часто встречается конкурентная борьба, всем транслируется, что «незаменимых нет». Приветствуются амбициозность, жёсткая хватка, лидерские качества.

Цель корпоративной культуры – создавать и транслировать ценности компании сотрудникам и клиентам. Развитая культура способствует мотивации сотрудников, помогает в управлении командой и формирует образ компании на рынке. В то время как низкая или вовсе отсутствующая приводит к текучке кадров и отсутствию чёткого позиционирования на рынке.

Какой главный принцип в вашей компании?