Как проводить уроки физической культуры в помещении, которое напоминает скорее учебную аудиторию, нежели спортивный зал? Поменяет ли место работы молодой учитель, столкнувшись с материально-техническими проблемами, или сможет приспособиться к имеющимся условиям?
Молодой педагог стремится в процессе своей профессиональной деятельности в полной мере реализовать свои знания, полученные в институте, использовать свой индивидуальный стиль преподавания предмета и мечтает стать мастером своего дела. Однако результаты работы каждого специалиста будут зависеть не только от его профессионального мастерства, но и от условий материальной базы, в которых он будет работать.
Например, существенно ограничивает возможности полноценного преподавания предмета «Физическая культура» маленький спортивный зал и его слабое оснащение.
С такой проблемой столкнулся молодой учитель Артём Полянский. Немного облегчает его положение то, что школа малокомплектная – количество детей в классах небольшое.
В этой статье Артём делится собственным опытом организации процесса физического воспитания в сельской школе с маленьким спортивным залом.
Легкая атлетика
Климатические условия нашего региона позволяют проводить уроки физической культуры на улице в период от начала учебного года до середины октября и с середины апреля до конца учебного года. Поэтому занятия по легкой атлетике проходят на открытом воздухе.
В дождливые и ветреные дни мы переходим в наш маленький спортивный зал. Уроки строятся по такому же алгоритму, что и на улице. В основной части урока разучивается, закрепляется и совершенствуется прыжок в длину с места и тройной прыжок с места, техника низкого старта. Уделяется время и специальным легкоатлетическим упражнениям, таким как специальные упражнения бегуна, специальные упражнения прыгуна в длину, специальные упражнения для метания малого мяча и обучение метанию малого мяча в цель.
Для воспитания общей выносливости в непогоду помогают занятия по фитнес-аэробике. Фитнес-аэробика – это комплекс физических упражнений, направленный на тренировку кардиоресператорной системы, а также на укрепление опорно-двигательного аппарата.
Элементы и комбинации фитнес-аэробики ученики выполняют и дома: они не травмоопасны и не требуют много места.
Вот так школа, имея маленький спортивный зал, реализует программный материал по легкой атлетике.
Гимнастика
С выполнением программного материала по гимнастике дела обстоят не лучшим образом. Если площадь спортивного зала позволяет проводить полноценные занятия гимнастики практически по всем темам, то его материально-техническое обеспечение это исключает.
В спортивном зале отсутствуют брусья и перекладина, шведская стенка. Выручает настенный турник, с помощью которого школьники учатся правильно подтягиваться.
Для воспитания силы используются упражнения с весом собственного тела, упражнения со строго дозируемыми внешними отягощениями: с гантелями, набивными мячами, упражнения с лентами-эспандерами, упражнения с противодействием партнера.
Само собой разумеется, что в содержании уроков гимнастики важное место занимают строевые упражнения: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Они способствуют формированию правильной осанки, воспитывают организованность, дисциплинированность, навык совместных действий.
В подготовительной части каждого урока обязательно выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с предметами: с гимнастической палкой, мячом, обручем.
Гимнастического козла нет, поэтому опорные прыжки выполняются на стопку матов.
Часть уроков посвящена таким видам фитнеса, как стретчинг (упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий) и скиппинг (упражнения со скакалкой).
Гимнастического бревна нет. Упражнения в равновесии на месте и в движении выполняются на гимнастической
скамейке и на цветной ленте шириной 10 см (что соответствует ширине рабочей поверхности гимнастического бревна), которая наклеена на пол.
Не обходится процесс физического воспитания и без использования дополнительного инвентаря. Упражнения на скоростной лестнице и BOSU тренируют координационные способности.
В спортивном зале нет навесного каната, поэтому лазанье по канату заменено на упражнение подтягивание на полотенце. Эти двигательные действия не аналогичны, но довольно схожи по воздействию на связочно-мышечный и костно-суставные аппараты. Три подтягивания на полотенце будут равны примерно одному метру лазанья по канату в высоту.
Что еще можно выполнять на уроках гимнастики в маленьком спортивном зале? Акробатические упражнения (например, перекаты и кувырки), упражнения в переползании (на четвереньках, на получетвереньках, на боку, по-пластунски), поднимание и переноска грузов, бросание и ловля предметов, преодоление различных препятствий.