Я действительно считаю электромобили прорывной технологией, которой обеспечен серьёзный рост в ближайшее десятилетие. Аналитики полагают, что в период с 24-го по 28-й год продажи электромобилей будут расти объемами по 25-40% в год. Но я пока не купил ни одной акции этого направления, а тем более Tesla. Расскажу почему.
Всем привет! Меня зовут Артур, я предприниматель и инвестор более 8 лет. Сейчас я живу на пассивный доход с инвестиций. Стараюсь обучить этому ремеслу большое количество людей.
У всех в новостях часто мелькает Илон Маск? Нет, тогда вам очень повезло, и вы можете сразу промотать вниз и прочитать мой вывод по Electric Vehicle отрасли, т.е. по электромобилям и будущему их развитию. Остальным же будет интересен весь пост целиком!
💡Сегодня на рынке есть сектор, который уж очень напоминает мне IT-индустрию конца 90-х, начала 2000-х. Это EV (Electric Vehicle) отрасль.
Другими словами — автомобили на электротяге. Капитализация EV-сектора на 2020 год уже достигла 1 триллиона долларов. Более $700 млрд. стоит Tesla, почти $150 млрд. стоят компании «Большой китайской тройки» - NIO, Xpeng, Li Automotive. Остальная доля приходится на мелкие, но агрессивно растущие компании в этой отрасли по всему миру.
При этом прибыль генерирует только Tesla, остальные компании сектора — глубоко убыточные, продолжают ежегодно сжигать миллиарды долларов инвесторских денег.
Конечно, можно сказать, что инвесторы оценивают этот сектор не по текущей прибыли, а по будущей — перспективная, растущая отрасль. Рынок EV-транспорта определенно растет, а значит будет расти и прибыль компаний. Но вот тебе несколько цифр для размышления.
✅Капитализация VW Group — $100 млрд. Суммарная капитализация компаний Большой китайской тройки — $140 млрд.
✅Годовой объем продаж электромобилей VW Group — 200 000 штук. Годовой объем продаж китайской тройки — 100 000 штук.
✅По плану на 2023-й год «Большая тройка» должна продать суммарно 850 000 штук EV. VW Group к 2024-му году только в Китае будет продавать 1,5 млн. электромобилей в год, по всему миру — 3 млн.
И знаешь — планам VW я верю как-то больше. Они уже сейчас строят новые заводы в Китае и запустили масштабную программу инвестиций в направление EV в размере $86 миллиардов.
Так почему тогда компании Большой Китайской Тройки стоят дороже VW Group? Если они даже по объем продаж EV-транспорта идут далеко позади. Мы ведь сейчас даже не затрагивали рынок автомобилей с ДВС, который приносит компании $15 млрд. в год. Что это, если не огромный пузырь, надуваемый адептами новой технологии, как и 20 лет назад?
🚩Я не спорю - рынок EV-транспорта будет расти, это новый тренд, который уже не остановить. Но править бал на нем будут не новомодные китайские стартапы с раздутой капитализацией, а крупные автопроизводители, которые долго запрягают, но быстро едут. Сейчас эта отрасль еще далека от насыщения и любители поспекулировать могут хорошо заработать на растущих в небеса котировках. Но для сторонников долгосрочных инвестиций (к которым я отношу и себя в данном вопросе) — это не лучшее направление для вложения денег.
Вопрос в том, кто обеспечит действительный рост. На передовом рубеже создания первых массовых электрокаров, действительно, стояла Tesla.
И здесь сложно оспаривать заслуги компании. Безусловно, она будет развиваться и дальше, наращивать объемы продаж, выпускать новые модели и увеличивать прибыль.
Вот только ей (и другим, аналогичным компаниям из отрасли) на пятки уже вовсю наступают традиционные производители. Это ребята, которые очень медленно запрягают, но быстро едут. Да, это большие, неповоротливые глобальные корпорации, в которых процесс исследований и разработки новых моделей идет сильно медленнее, чем в стартапах типа Tesla. Но вот вам несколько инсайтов из отрасли для размышления:
✅Основными рынками продаж для EV-транспорта сейчас являются Европа и Китай (1,37 млн. и 1,16 млн. зарегистрированных электромобилей в 2020-м году соответственно). США отстает достаточно сильно - всего 295 тысяч, это даже меньше, чем в 2019-м году.
✅У Tesla все не очень хорошо в Европе и совсем плохо в Китае. Ни там, ни там Tesla не является самым продаваемым EV — в Европе ее обходит Renault со своим Zoe, на пятки наступает Volkswagen с ID3. В Китае у локальной Wuling HongGuang Mini EV продажи в 3 раза выше, чем у Tesla Model 3.
✅Дальше будет хуже. Уже через 2 года VW Group будет продавать в Китае в 2 раза больше электромобилей, чем Tesla. На европейском рынке Volkswagen уже сейчас чувствует себя прекрасно в сегменте EV. А за ним подтягиваются и другие крупные классические автопроизводители.
Крупные автопроизводители (такие как GM, VW, Toyota, которые сейчас вместе взятые имеют капитализацию меньше, чем у Tesla), будут с каждым годом все больше отнимать у компании Илона Маска долю на рынках Европы и Китая.
Да, на старте Tesla вырвалась вперед за счет своих прорывных технологий — но теперь отставание сокращается. На руку традиционному автопрому в секторе EV играет огромная сеть дилерских и сервисных станций, маркетинговые бюджеты, да и просто армия лояльных потребителей - все то, чего нет у Tesla за пределами США. А в Америке же рынок EV, как мы помним, стагнирует.
Итог по Tesla и отрасли
📌Вы не подумайте — я ни в коем случае не считаю Tesla плохой компанией. Это отличный, революционный бренд, который двигает вперед целую отрасль. Да, P/E 600 можно оправдать в ситуации, когда ты один работаешь на новом, перспективном рынке. Но когда на рынок выходят другие крупные и агрессивные игроки с гораздо большими возможностями - нужно пересматривать аппетиты.
Отрасль EV, безусловно, будет развиваться с точки зрения технологий, объемов продаж и конкуренции. Параллельно будет сдуваться пузырь компаний первой волны. Инвесторы не будут платить за Tesla в 20 раз дороже, чем за VW, когда VW будет продавать больше электромобилей, имея при этом огромную выручку от традиционных машин с ДВС. В конце концов, оценка схожих по объемам продаж компаний будет устаканиваться на одном уровне - как это произошло когда-то с доткомами.
📈Сейчас многие прогнозируют акции Tesla по $1000 - без всякого фундаментального обоснования такой цены. Наверно, цифра красивая — так себе аргумент для инвестиций. На мой взгляд, таких уровней мы не увидим в ближайшие лет 5 точно — исходя из текущих прогнозов по производству и продажам. Я бы скорее поставил на плавный спуск до $300-400. Но заниматься угадыванием цен — дело неблагодарное, поживем увидим.
👉А как вы думаете - какое будущее у Tesla? Спасибо, что дочитали пост до конца, подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие мысли. Всегда на связи ваш Артур!