Найти в Дзене
Владимир

Забытая 146 ОРАЭ и служба в Североморске-1

В 1993 году в составе Авиации ВМФ Северного флота, на базе войсковой части 99011, было принято решение о создании 146 ОРАЭ (отдельной разведывательной авиационной эскадрильи) с самолетами Су-24М и Су-24МР под командованием подполковника Назарова Владимира Васильевича, начальником штаба подполковником Хасановым Рауфом Жавдатовичем, заместителем командира по инженерно-авиационной службе подполковником Якимовым Георгием Васильевичем.

Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.
Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.

На аэродроме Североморск-1 долгие годы просуществовал 967 ОДРАП с самолетами Ту-16. Полк прошел славный путь, выполняя самые сложные задачи в период холодной войны. На легендарном аэродроме в свое время снимали фильм "Случай в квадрате 36-80".

Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.
Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.

В 1992 году было принято решение полк расформировать, легендарные Ту-16 сдать на распил с перегоном на аэродром Остров.

Самолеты мы получали на Балтике и экипажи перегоняли в Североморск.

Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.
Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.
Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.
Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.
Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.
Авторство фотографии принадлежит командиру 146 ОРАЭ подполковнику Назарову В.В.

Время для страны, Армии и Морской Авиации было не самое хорошее, но несмотря на все трудности эпохи разлома строя и быта, - обеспечение становилось все хуже, денежное довольствие платили с задержками в несколько месяцев, продовольственный паек настолько оскуднел, что был отменен, и прочее, и прочее, - за очень короткий период, были осуществлен перегон и сдача Ту-16, весь личный состав, от механика до летчика, переучился на совершенно новую для многих матчасть, произведены приемка и перегон Су-24 с нескольких аэродромов Балтики, стали активно выполнять боевые задачи, за выполнение некоторых из них экипажи были удостоены правительственных наград.

Как в таких условиях кормили семьи? А кто как мог...

В 90-е мало того, что "большая" по советским меркам зарплата офицеров, а тем более летчиков, в рыночной экономике уже не выдерживала сравнений с коммерцией, так еще и не платили по нескольку месяцев. И приходилось командиру авиатехнического подразделения на Севере отпускать с обеда более ста человек на подработку (вторая работа, разгрузка и пр), выслушивать от командира матюки за отсутствие подразделения на вечернем построении, а самому таксовать по ночам, чтобы утром, поспав три-четыре часа, быть на совещании у командира и слушать, как Родину нужно защищать.... Время было такое - на изломе эпох....

Дети до сих пор вспоминают, что после получения довольствия папка вел на базар, чтобы купить деликатес, - один в месяц, - в этот месяц сникерс, а милкивей уже на следующий и т.д.

Поездки летом в сторону Североморска-3 за грибами , которых в этих краях уйма, позволяли сделать их запасы и заготовки.

В подразделении всегда были специалисты, которых втихую от командира эскадрильи можно было отпустить на несколько дней для промыслов. Конечно, была возможность самим или пойти в сопки (на озера и речки) порыбачить или со знакомыми выйти в залив на морскую рыбалку. Так появлялись на столе крабы, которые на базаре стоили 25 рублей штука, семга, камбала, селедка, форель, сиг и, конечно, палтус.

А еще повезло с гражданскими соседями, с которыми дружим до сих пор, - вместе одногодок- детей растили, вместе отдыхали. Когда довольствие не платили месяцами, всегда можно было у друга денег перехватить, чтобы детей накормить. Сосед Алексей, имея правильные руки и предпринимательскую жилку, создал мастерскую по изготовлению сувенирных штурвалов и другой сувенирной продукции, чем и занимается до сих пор. Ребятам отдельное спасибо!

Так, на новой для себя технике, в непростых условиях службы Заполярья и проблем экономики страны, коллектив эскадрильи смог безаварийно, грамотно и качественно выполнить все возложенные на него боевые задачи. Были времена и люди....

Мурманское телевидение сняло репортаж об эскадрилье, где, если пропустить первые кадры с Североморска-3, можно увидеть технику и людей 146 ОРАЭ.

В 1997 году 146 ОРАЭ была расформирована. Самолеты перегнали обратно на Балтику.

В 2020 году решил сыну показать, где он родился - на машине приехали в Североморск и посмотрели, как сейчас выглядит авиагородок.

Конечно, как раньше, дворами на стоянку не пройдешь - везде заборы, колючая проволока, КПП и прочее. Издалека штабные здания выглядят неухоженными.

Сам Североморск обустраивается, много ремонтов домов и дорог.

Все также можно съездить на Териберку - строят комфортабельную дорогу к ней.

На Севере все так же можно полакомиться дарами моря и не только, но для приезжих уже в ресторанах, а не как раньше - путем добычи.

Память пребывания Су-24 в Североморске-1 осталась только в музее Авиации Северного флота в Сафоново.

А вот в самой экспозиции музея, который отреставрирован и значительно похорошел, упоминания о том, что в период 1993-1997 годов на аэродроме Североморск-1 осуществляла свою боевую деятельность 146 ОРАЭ, НЕТ!

Как-будто вычеркнули... Или еще не вписали?

Обидно до соплей. Сотрудники музея на мое недоумение развели руками....

Но мы помним!

Всем удачи!

Подписывайтесь на канал

С уважением и памятью к сослуживцам-североморцам...

Сослуживцы разъехались по городам и странам
Сослуживцы разъехались по городам и странам
-14