В 1993 году в составе Авиации ВМФ Северного флота, на базе войсковой части 99011, было принято решение о создании 146 ОРАЭ (отдельной разведывательной авиационной эскадрильи) с самолетами Су-24М и Су-24МР под командованием подполковника Назарова Владимира Васильевича, начальником штаба подполковником Хасановым Рауфом Жавдатовичем, заместителем командира по инженерно-авиационной службе подполковником Якимовым Георгием Васильевичем.
На аэродроме Североморск-1 долгие годы просуществовал 967 ОДРАП с самолетами Ту-16. Полк прошел славный путь, выполняя самые сложные задачи в период холодной войны. На легендарном аэродроме в свое время снимали фильм "Случай в квадрате 36-80".
В 1992 году было принято решение полк расформировать, легендарные Ту-16 сдать на распил с перегоном на аэродром Остров.
Самолеты мы получали на Балтике и экипажи перегоняли в Североморск.
Время для страны, Армии и Морской Авиации было не самое хорошее, но несмотря на все трудности эпохи разлома строя и быта, - обеспечение становилось все хуже, денежное довольствие платили с задержками в несколько месяцев, продовольственный паек настолько оскуднел, что был отменен, и прочее, и прочее, - за очень короткий период, были осуществлен перегон и сдача Ту-16, весь личный состав, от механика до летчика, переучился на совершенно новую для многих матчасть, произведены приемка и перегон Су-24 с нескольких аэродромов Балтики, стали активно выполнять боевые задачи, за выполнение некоторых из них экипажи были удостоены правительственных наград.
Как в таких условиях кормили семьи? А кто как мог...
В 90-е мало того, что "большая" по советским меркам зарплата офицеров, а тем более летчиков, в рыночной экономике уже не выдерживала сравнений с коммерцией, так еще и не платили по нескольку месяцев. И приходилось командиру авиатехнического подразделения на Севере отпускать с обеда более ста человек на подработку (вторая работа, разгрузка и пр), выслушивать от командира матюки за отсутствие подразделения на вечернем построении, а самому таксовать по ночам, чтобы утром, поспав три-четыре часа, быть на совещании у командира и слушать, как Родину нужно защищать.... Время было такое - на изломе эпох....
Дети до сих пор вспоминают, что после получения довольствия папка вел на базар, чтобы купить деликатес, - один в месяц, - в этот месяц сникерс, а милкивей уже на следующий и т.д.
Поездки летом в сторону Североморска-3 за грибами , которых в этих краях уйма, позволяли сделать их запасы и заготовки.
В подразделении всегда были специалисты, которых втихую от командира эскадрильи можно было отпустить на несколько дней для промыслов. Конечно, была возможность самим или пойти в сопки (на озера и речки) порыбачить или со знакомыми выйти в залив на морскую рыбалку. Так появлялись на столе крабы, которые на базаре стоили 25 рублей штука, семга, камбала, селедка, форель, сиг и, конечно, палтус.
А еще повезло с гражданскими соседями, с которыми дружим до сих пор, - вместе одногодок- детей растили, вместе отдыхали. Когда довольствие не платили месяцами, всегда можно было у друга денег перехватить, чтобы детей накормить. Сосед Алексей, имея правильные руки и предпринимательскую жилку, создал мастерскую по изготовлению сувенирных штурвалов и другой сувенирной продукции, чем и занимается до сих пор. Ребятам отдельное спасибо!
Так, на новой для себя технике, в непростых условиях службы Заполярья и проблем экономики страны, коллектив эскадрильи смог безаварийно, грамотно и качественно выполнить все возложенные на него боевые задачи. Были времена и люди....
Мурманское телевидение сняло репортаж об эскадрилье, где, если пропустить первые кадры с Североморска-3, можно увидеть технику и людей 146 ОРАЭ.
В 1997 году 146 ОРАЭ была расформирована. Самолеты перегнали обратно на Балтику.
В 2020 году решил сыну показать, где он родился - на машине приехали в Североморск и посмотрели, как сейчас выглядит авиагородок.
Конечно, как раньше, дворами на стоянку не пройдешь - везде заборы, колючая проволока, КПП и прочее. Издалека штабные здания выглядят неухоженными.
Сам Североморск обустраивается, много ремонтов домов и дорог.
Все также можно съездить на Териберку - строят комфортабельную дорогу к ней.
На Севере все так же можно полакомиться дарами моря и не только, но для приезжих уже в ресторанах, а не как раньше - путем добычи.
Память пребывания Су-24 в Североморске-1 осталась только в музее Авиации Северного флота в Сафоново.
А вот в самой экспозиции музея, который отреставрирован и значительно похорошел, упоминания о том, что в период 1993-1997 годов на аэродроме Североморск-1 осуществляла свою боевую деятельность 146 ОРАЭ, НЕТ!
Как-будто вычеркнули... Или еще не вписали?
Обидно до соплей. Сотрудники музея на мое недоумение развели руками....
Но мы помним!
Всем удачи!
С уважением и памятью к сослуживцам-североморцам...