Найти в Дзене
Hyundai XTeer

Куда приводят мечты: история основателя Hyundai, который родился в бедноте, но сбежал от судьбы и стал бизнес-легендой. ЧАСТЬ 3

Оглавление

Продолжаем наше повествование про Чон Чжу-ёна – выходца из бедной семьи корейских крестьян, который смог пробить себе путь в бизнесмены и встать во главе всемирно известного чеболя – промышленного конгломерата из нескольких десятков компаний, объединённых одним не требующим пояснений именем Hyundai.

Чон Чжу-ён, основатель чеболя Hyundai и его бессменный руководитель на протяжении всей своей жизни. Фото: открытый источник Яндекс.Картинки
Чон Чжу-ён, основатель чеболя Hyundai и его бессменный руководитель на протяжении всей своей жизни. Фото: открытый источник Яндекс.Картинки

В предыдущей части статьи мы остановились на том, как в 1943 году власти забрали у Чон Чжу-ёна его автомастерскую, и он вынужден был снова уехать в деревню. Обратно в Сеул предприниматель вернулся уже после того, как закончилась Вторая мировая война, а Корея была поделена на Северную и Южную. Это были смутные времена, но Чон Чжу-ён, как это было ему свойственно, смог обернуть суровые послевоенные реалии в свою пользу. По сути, с этого времени история человека по имени Чон Чжу-ён и переросла в историю бизнеса с именем Hyundai.

Нет худа без добра

Итак, в 1946 году Чон Чжу-ён возвращается в Сеул, чтобы перезапустить некогда отнятый властями автобизнес. Благо, в столице полно военного транспорта из США, которому требуется ремонт. Реанимированное предприятие Чон Чжу-ён называет Hyundai Motor Industrial.

Очень быстро сметливый предприниматель подмечает очевидное: не только транспорт, но и вся разрушенная войной страна нуждается в капитальном ремонте. В 1947 году он собирает небольшую бригаду строительных рабочих и основывается свою вторую компанию — Hyundai Civil Industries (сегодня это Hyundai Engineering and Construction), одновременно патентуя название «Hyundai». Таким образом, 1947 год становится стартовым в отсчёте официальной истории холдинга.

Послевоенный Сеул. Работы для Чон Чжу-ёна в городе более чем достаточно… Фото: Pinterest
Послевоенный Сеул. Работы для Чон Чжу-ёна в городе более чем достаточно… Фото: Pinterest

Большая корейская стройка

Конечно, в 1947 году всё было очень скромно: штат Чон Чжу-ёна насчитывал всего 12 человек, включая самого владельца. Однако очень скоро дела пошли в гору, и во многом благодаря вовлечению в предприятие младшего брата Чон Чжу-ёна – Чон Ин-ёна. Тот неплохо владел английским языком, что позволяло искать клиентов среди платёжеспособных американцев. Благо, последних в стране, а особенно в столице, было много, так как молодое государство Южная Корея фактически было подчинено США.

Чон Чжу-ён (третий слева) с братьями, 1946 год. 
Фото: Svitoc.ru
Чон Чжу-ён (третий слева) с братьями, 1946 год. Фото: Svitoc.ru

Так Чон Чжу-ён в очередной раз сложил имеющиеся обстоятельства в выгодную для бизнеса комбинацию, что и позволило его фирме не только пережить Корейскую войну и переворот 1961 года, но и прилично подняться, выиграв сразу несколько подряд государственных тендеров на восстановительные работы. В частности, Hyundai Civil Industries успешно выполнила госзаказ на реконструкцию одного из сеульских мостов, который во время войны был взорван.

Проект оказался крайне сложным. Убытки, которые компания на нём потерпела, превысили сумму, изначально выделенную на все работы. Hyundai оказалась на грани банкротства, но и здесь Чон Чжу-ён не признал поражения. Долги, в которые он влез, лишь бы компания продолжила существовать, пришлось выплачивать 20 последующих лет. Но зато на Hyundai обратил внимание действующий в те годы президент Южной Кореи Пак Чон Хи.

Чон Чжу-ён и Пак Чон Хи на открытии цементного завода Hyundai. Фото: открытый источник Яндекс.Картинки
Чон Чжу-ён и Пак Чон Хи на открытии цементного завода Hyundai. Фото: открытый источник Яндекс.Картинки

Как мы помним, именно на 1960-е годы пришёлся расцвет корейской экономики – то самое «экономическое чудо», вошедшее во все современные учебники по мировой истории и экономике. Так вот, случившимся чудом корейцы во много обязаны как раз президенту Паку Чон Хи, который задал стране курс на индустриализацию и экспорт, сделав при этом ставку на чеболи — управляемые семейными кланами многопрофильные холдинги, одним из которых, по сути, и была Hyundai в 1960-х.

Покровительство властей выражалось в том, что чеболям предоставлялись различные государственные льготы и отдавался приоритет при отборе подрядчиков на госзаказы. Так Hyundai стала не только лидирующим подрядчиком на строительные работы в своей стране, но и главным экспортёром услуг в соседние страны Юго-Восточной Азии, а затем и на Ближний Восток – главную строительную площадку, куда в 70-е годы прошлого века направлялись рабочие ресурсы из Южной Кореи.

У истоков национального автопрома

В 1960-х все автомобили в Южной Корее были иностранными – своего автопрома страна не имела. И Чон Чжу-ён, уже имевший приличный опыт ведения автобизнеса, загорелся идеей создать первый в своём роде корейский автомобиль. В 1967 году, получив солидный грант от государства, он открыл новую компанию — Hyundai Motor Company. Правда, в первые годы предприятие специализировалось на выпуске лишь нескольких машин по лицензии Ford. Но не прошло и 10 лет, как Чон Чжу-ён запустил в производство автомобиль под собственной маркой.

Первый автомобиль марки Hyundai. Модель увидела свет в 1976 году и получила название Hyundai Pony
Первый автомобиль марки Hyundai. Модель увидела свет в 1976 году и получила название Hyundai Pony

Тот самый первый Hyundai Pony хоть и был полностью создан с использованием заимствованных технологий, тем не менее, на много лет вперед обеспечил Hyundai лидерство на южнокорейском авторынке. Модель с успехом продавалась не только в Корее, но в странах Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Продажи шли так бойко, что в 1979 году Hyundai выпустила уже 110 тысяч своих автомобилей.

Сегодня, как мы знаем, Hyundai Motor Соmpany входит в конгломерат Hyundai Motor Group, созданный в 2000 году и возглавляемый Чоном Мон Гу – вторым из восьми сыновей Чон Чжу-ёна. Компания производит порядка 1,6 млн машин в год, которые продаются в 193 странах через 6 тысяч дилерских центров и салонов по всему миру. Численность сотрудников в организации приближается 75 000 человек.

В следующей и заключительной части статьи читайте о том, какие ещё направления бизнеса освоил Чон Чжу-ён и от какого именно из них ведёт своё происхождение бренд смазочных материалов HYUNDAI XTeer.