Найти тему
Valentina I.

Персональный пенсионер неизвестного значения

Маршал Жуков кисти Котова и Хрущев работы Налбандяна. Холст, масло. Фотошопный монтаж мой.
Маршал Жуков кисти Котова и Хрущев работы Налбандяна. Холст, масло. Фотошопный монтаж мой.

Кто ожидает рассказа о пенсиях, тот может не читать, потому что про персональные пенсии рассказал в Дзене ведущий канала Должок. Только напомню, что "В 1990 году Комиссией по социальной политике Совета Республики Верховного Совета РСФСР в проекте Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» была внесена следующая формулировка: «Комиссия считает, что сохранение привилегий для персональных пенсионеров, так же как и самих персональных пенсий, противоречит социальной справедливости, Конституции СССР и Конституции РСФСР»".

Я же опять про пьесу "Утиная охота" иркутского писателя Александра Вампилова, поскольку считаю, что пока что она еще ни разу не прочитана и не поставлена так, как задумал и написал драматург. Это вторая статья по "Утиной охоте", а как сделать ссылку на предыдущую, я еще не научилась.

Отец Зилова персональный пенсионер. А это значит, что он либо отставной военный, либо партийный функционер. По возрасту Зилов-старший вполне мог участвовать в революции и Гражданской войне, к тому времени ему около 20 лет. К Отечественной войне ему около 40 лет и опять он на передовой, иначе он бы не был персональным пенсионером. Ведь персональная пенсия давалась за особые заслуги в области государственной, военной, хозяйственной и общественной деятельности, заслуги в науке и культуре, а в случае смерти пенсионера пенсию получали члены семьи персонального пенсионера. Для персональной пенсии не требовался стаж работы, а только особая заслуга, причем вопрос о назначении решался на самом высшем уровне, а работать пенсионер мог продолжать без ограничений.

Так что Зилов-старший продолжал работать, поскольку реплика его сына о ленивых и развращенных, это слова его отца о молодом поколении и в частности о сыне и его друзьях. К 60-м годам 20 века, во время Хрущева, его перекинули на новый участок работы, где требовались опытные организаторы. Сначала я предположила, что к старости его перевели в центр, ближе к кремлевским стенам, потому что лететь до Москвы от Иркутска 5 часов. По словам Зилова, до отца ему добираться 5 часов самолетом, полсуток пароходом и еще автобусом. Но пароходом и автобусом добираться до чего еще? Значит не Москва. И даже не европейская часть России. Пять часов лететь еще одним маршрутом из центра Сибири - до Магадана и Владивостока.

ЗИЛОВ. Умер отец. (Пауза. Садится на стул, опустил голову.) На этот раз старик не ошибся...
Пауза.
САЯПИН. Когда?
ЗИЛОВ. Вчера, в шесть часов... (Маленькая пауза.) Батя, батя... Если бы я знал... (Пауза. Поднимается, набирает номер по телефону.) Галка... Умер отец... Да... Да... У тебя есть деньги?.. Неси, какие есть. Я уезжаю...
Сегодня. Сейчас... Да... Жду тебя в конторе. Жду... (Положил трубку.)
САЯПИН. Успеешь?
ЗИЛОВ. Должен успеть... Пять часов самолетом, на пароходе полсуток, а там на автобусе... Надеюсь, что успею.

Пять часов самолетом, на пароходе полсуток, а там на автобусе - так добираются в Южно-Сахалинск. При Сталине планировался Южно-Сахалинский тоннель, после смерти вождя эти работы свернуты, однако переправа нужна. В 1962 году проходит важное совещание по развитию Дальнего Востока и ЦК КПСС и Совет Министров планируют создание паромной переправы черезТатарский пролив. И добираться до Сахалина из Владивостока пароходом как раз 12 часов, т. е. полсуток ровно. И приходит пароход не в сам Южно-Сахалинск, а в Холмск, а оттуда еще автобусом, все как Зилов рассказывает.

Кстати, туда и могли перебросить Зилова-старшего на организаторскую работу. До окончания школы Зилов-сын жил в семье отца на казенной квартире, которую при отъезде главы семьи приходилось отдавать государству и после этого Зилов живет в общежитии. Помните, Галина предлагает проводить его до общежития в начале отношений, она учится в институте и живет на квартире, это происходит за 6 лет до событий пьесы, до 1968 года, тогда было Зилову 24 года и он скорее всего уже работал с дипломом инженера в родном городе, и это как раз 1962 год.

Персональные пенсионеры имели три значения. 1. Союзного значения. 2.Республиканского значения. 3.Местного значения. Какого значения Зилов-старший точно мы так и не узнаем, но можно предположить, что союзного, поскольку место его работы не ограничено одной областью или краем. Сын знает, что папу похоронит партия и правительство с должными почестями и не особо рвется успеть на похороны. А мать, скорее всего домохозяйка, получит персональную пенсию по потере кормильца.

Или Виктор Зилов пошел по стопам отца и стал инженером и не преуспел на этом поприще. Или Виктор Зилов не пошел по стопам отца и не стал военным, как отец. Потому что вариант военного, которого тоже могут перекинуть на другой участок работы, особенно ГУЛАГа, где никто не работал долго на одном месте, он остается. И остается желание Вампилова-младшего отомстить за Вампилова-старшего хотя бы таким образом. Взять персонажем пьесы сына того человека, который расстрелял Вампилова Валентина Никитича в 1937 году. И пусть этот персонаж родится в том же году, что и Александр Валентинович. И пусть он себе места не находит в жизни, пусть он стремится к самоубийству. Даже если он унаследовал харизму отца и умеет привлекать женское внимание, но и женщины от него отворачиваются, почувствовав пустую, выжженную душу. И пусть его не любит как литературного героя даже любвеобильный преподаватель литературы Дмитрий Быков.

Папа брал Витю Зилова на охоту и особенно им нравилась утиная охота, так же как Льву Троцкому. Может, папа и был знаком с Троцким со времен Гражданской войны. Утиной охотой увлекались и Ленин и Бухарин. Как студент, обучающийся в техническом ВУЗе, Зилов-младший проходил военную подготовку на военной кафедре и кто его знает, как там было со стрельбами, одно ясно, Витя в армии не служил. Но это условие не необходимое и недостаточное для того, чтобы у охотника дрожала рука при выстреле по водоплавающей дичи. Психологическое препятствие, мешающее герою Вампилова попасть в утку, то, что он чувствует уток как живых, в то время как попадающий в цель считает уток мертвыми. И это единственное, за что Вампилов может любить своего героя, поскольку творческий процесс стимулирует как правило любовь, теплое, родительское отношение к своему персонажу. Ненависть тоже стимулирует, но такой персонаж не бывает главным. В конце пьесы Зилов перестает быть главным, он становится "как все".

Ссылка на предыдущую статью о Викторе Зилове здесь

Продолжение об отце Зилова здесь.

#театр и кино #театр вампилова #персональная пенсия