Найти тему
РАКУРС

Роберт Шиллер: Биткоин - это "эпидемия", "тренд" или "пузырь"?

Попросили дать комментарий к статье на сайте Profinance.

Статья абсолютно пустая и комментировать там особо нечего. Какой-то очередной проходимец не может разобраться в терминах "эпидемия", "тренд" или "пузырь". Но как инфоповод данная статья вполне годится.

Для того чтобы сделать вывод о статье и её авторе, достаточно первого предложения: "Экономист Йельского университета Роберт Шиллер, получивший Нобелевскую премию по экономике…".

Грамотные авторы, когда упоминают "Нобелевскую" премию по экономике, слово "Нобелевская" берут в кавычки, поскольку к Альфреду Нобелю эта премия не имеет никакого отношения. Альфред Нобель учредил премию в 1901 году в пяти номинациях: медицина, физика, химия, литература и "за мир во всём мире". Никакой экономики там не было.

"Нобелевка" по экономике была учреждена в 1968 году Центральным банком Швеции, который наряду с банком Англии считается одним из старейших банков мира.

Зачем банку Швеции понадобилось учреждать премию по экономике и называть её именем Нобеля?

В 1960 году, к великой радости банковского капитала, впервые со времён Бреттон-Вудской конференции, в США возникло отрицательное сальдо торгово-платежного баланса. Это было началом деиндустриализации США. Произошло это неслучайно, а по той причине, что начиная с 1944 года, в течение 15 лет, банкиры прикладывали к этому огромные усилия.

Отрицательное сальдо торгово-платежного баланса - это необходимое условие для того, чтобы доллар начал наконец выходить за пределы Соединённых Штатов и становиться той самой мировой валютой, которую мы знаем. До 1960-х годов, несмотря на то, что в 1945 году 44 государства мира ратифицировали Бреттон-Вудские соглашения, доллар имел хождение только на территории США.

Уже в следующем 1961 году, для подготовки общественного мнения к переносу промышленного производства за пределы США, был учреждён Всемирный фонд дикой природы (WWF). Именно этот фонд формировал в американском обществе идеи о том, что нужно срочно переносить "грязные" производства за пределы страны, поскольку это вредит экологии.

К слову сказать, президента Кеннеди застрелили в 1963 году именно за его попытки помешать сокращению и выводу производств за пределы страны. Т.е. Кеннеди отстаивал интересы промышленного капитала США и кроме того, имел грех своего предшественника Авраама Линкольна. В общем, вредил делу банкиров, как мог.

Банкиры отлично понимали, что следующим шагом им необходимо отвязать эмиссию доллара от запасов золота в хранилищах Форт-Нокса. Дабы можно было печатать доллары в любом объёме.

Когда ты уже имеешь возможность печатать доллары в неограниченном объёме, то встает другая задача: нужно заставить все страны мира обменивать свои активы на эту зелёную бумагу. Именно для этого нужно было создать "правильную" экономическую теорию. Эта теория должна была лечь в основу тех экономических реформ, которые проводились в "туземных" странах Латинской Америки, Африки и в т.ч. в России.

Для того чтобы вывести такую "нужную" экономическую теорию и запудрить ей мозги людям в разных странах мира, было принято решение наплодить "гениев от экономики", т.е. "Нобелевских" лауреатов.

Главным светочем экономической мысли был выбран Милтон Фридман, на которого и ссылается его коллега Роберт Шиллер. Именно по лекалам Фридмана проводились экономические реформы в 1970-80-х годах в Чили и в 90-х годах в России. Цель этих реформ - ограбление стран и народов.

Также бросается в глаза то, что Роберт Шиллер является экономистом Йельского университета. Йельский университет - это такое же гнездо либеральных экономистов, как и Чикагский университет, экономистом которого был Милтон Фридман. Если вы слышите словосочетания: Йельский университет, Чикагская школа, Австрийская школа и т.д., то знайте, что перед вами либо осознанные апологеты либерализма, вроде Фридмана, либо зомби-икономисты, вроде наших доморощенных либералов.

В общем, единственная задача учреждения "Нобелевской" премии по экономике - это поставить на конвейер создание "учёных-экономистов", которые будут штамповать "нужные" теории пачками и формировать таким образом всю мировую экономическую мысль, которую будут преподавать детям в университетах и готовить таким образом колониальную администрацию "туземных" территорий. К коим, несмотря на ВЭБ в 2007 г., на Крым в 2014 г., на Северный поток 2 в 2021 г., относится и Россия.

Почти все (за редким исключением) лауреаты "Нобелевской" премии по экономике - это ангажированные проходимцы, которые ничего полезного в своей жизни не создали, а все их научные изыскания, за которые им вручили премию - это переливание из пустого в порожнее одних и тех же либеральных догм.

Некоторым реальным экономистам вручали премию лишь на заре её создания для того, чтобы придать ей статусности и вывести на высокую орбиту. Имя Нобеля в названии премии потребовалось для этой же цели, чтобы придать этому цирку Шапито дополнительную солидность.

Ну, и дабы картина была полной, напомню, что де-факто доллар был отвязан от золота в 1971 году, когда президент Никсон наложил временный мораторий на конвертацию зелёной бумаги в золото. В 1976 году, в ходя Ямайской конференции, были достигнуты соглашения, в соответствии с которыми "временный" мораторий стал постоянным. Банкиры получили возможность печатать доллары в неограниченном объёме и скупать на них весь мир.

Теперь по содержанию статьи.

Отвечая на вопрос: может ли биткоин стать активом, Роберт Шиллер говорит о существовании прецедента, сравнивая биткоин с золотом: «Это определенно возможно, как мы пришли к золотому стандарту? Золото — это относительно бесполезный металл, который упоминается в Библии около 300 раз. Заразные болезни могут быстро проходить, а могут затянуться на долгое время, при этом идея о том, что золото имеет ценность, существует уже тысячи лет».

Да, "Нобелевский" лауреат верно заметил, действительно, золото - это относительно бесполезный металл. Только в отличие от биткоина оно не исчезнет, если вдруг на всей планете дёрнуть рубильник и выключить свет. Золото не подвержено коррозии и сохраняет свой изначальный объем в любых условиях.

Нет, золото, конечно, может испариться, но только в том случае, когда оно находится в хранилищах ВТЦ 11 сентября 2001 года. Ну, и поговаривают, что в Форт-Ноксе уже давно лежит вольфрам, а золото испарилось. В остальных случаях объем существующего на планете золота постоянный (как добытого, так и в недрах). Именно это отличает золото от всего остального и уж тем более от биткоина. И именно поэтому оно тысячи лет является эквивалентом и мерой стоимости.

Далее про золотой "стандарт".

Из статьи неясно ответил ли Роберт Шиллер на свой же вопрос, относительно того, как мы пришли к золотому "стандарту". Меж тем, это очень интересный и правильный вопрос.

Впервые золотой "стандарт" был введён в Англии в 1821 году. Это был пробный шар. Позже, в 1873 году, Германия при Бисмарке открыла парад золотых "стандартов" по всей Европе и всему миру: 1897 год - Япония, 1900 год - США и т.д. США были последними в списке стран, где вводился золотой "стандарт". Держались до последнего.

Золотой "стандарт" миновал лишь Китай и Мексику (по несовсем понятным причинам). Во всех остальных странах, которые ввели у себя золотой "стандарт" (по сути во всём мире), это спровоцировало глубочайший экономический кризис, который называли "Великой депрессией". "Великая депрессия" 30-х годов 20 века - это был ремейк, о котором мы знаем гораздо больше, чем об оригинале. Меж тем, несмотря на всю трагичность кризиса 30-х годов, оригинал был покруче. Т.е. в 70-80-х годах 19 века, вследствие парада золотых "стандартов", мировую экономику колбасило гораздо сильнее, чем в 30-е годы 20 века.

В России золотой "стандарт", стараниями министра финансов С.Ю. Витте, был введён в 1897 году, когда Европа уже ощутила все прелести от его введения.

Суть золотого "стандарта" в том, что до его введения в мире была биметаллическая система. Т.е. в качестве обеспечения национальных валют страны использовали как золото, так и серебро. С переходом на золото, страны попросту не смогли осуществлять эмиссию денег в нужном для развития экономики объёме. Это и спровоцировало кризис, а также сформировало спрос на кредиты в золоте. Выиграли от этой аферы те, в чьих руках на тот момент находились основные запасы жёлтого металла, а именно - европейские банкиры, которые и организовали парад золотых "стандартов".

Слово "стандарт" недаром употребляется в кавычках, поскольку никакого стандарта на самом деле не существовало. В разных странах уровень покрытия был разный: 60, 40, а в некоторых странах Европы даже 15%. В России уровень покрытия был 100%. Концессионеры (подавляющее большинство нерезиденты), получая дивиденды от российских активов, конвертировали свои доходы в золото и вывозили за рубеж. Россия была вынуждена бесконечно набирать золотые кредиты (которые априори невозможно выплатить, т.к. существует объективный прирост добычи золота).

К началу Первой Мировой войны, благодаря введению золотого "стандарта", Россия находилась под полным внешним управлением. Вся страна, крупнейшие месторождения нефти, угля, железной руды, золота и других цветных металлов, а также лес и другие природные ресурсы, находились в концессиях. Вся банковская система страны состояла из иностранного капитала (за исключением двух банков). Даже оборонные предприятия страны принадлежали иностранному капиталу. Именно это плачевное состояние российской экономики явилось реальной причиной вступления России в Первую мировую войну. Убийство в Сараево - это лишь формальный повод. Об этом гений экономической мысли, лауреат "Нобелевской" премией по экономике - Роберт Шиллер, вряд ли напишет.

Теперь о том, что больше всего интересует в контексте данной статьи, а именно: перспективы битка.

Пару статей на эту тему я писал ещё в 2018 году. С тех пор перспективы битка и фанатов крипты не стали более радужными.

В ближайшие полгода на тему биткоина будут говорить лауреаты "Нобелевской" премии, Илоны Маски, Лоренсы Финки и прочие Безосы с Баффеттами. Т.е. те, кто полностью управляет рынком так называемых криптовалют, включая биткоин.

Раскачка рынка этих суррогатных "пробных шариков" будет происходить до момента появления цифрового юаня, выход которого анонсирован к зимней Олимпиаде в Пекине или до выхода цифрового доллара, который может появиться даже раньше.

Для того чтобы понимать дальнейшие перспективы биткоина и других криптовалют, не обязательно знать историю развития банковского капитала со времён английской реформации 16 века. Достаточно помнить, что президента Линкольна и президента Кеннеди застрелили именно за эмиссию денежной единицы, альтернативной доллару ФРС. Т.е. ни цифровой юань, ни, тем более, цифровой доллар не будут терпеть конкурентов в лице биткоина и других криптовалют.

Тешить себя иллюзиями относительно перспектив крипты - это равносильно тому, чтобы свято верить в сказку про Сатоши Накамото, который решил подрубить монополию ФРС. Вместо этого лучше принять реальность и понять, что вся история с криптой и тестированием блокчейна - это проект ЦРУ, которое в свою очередь, с момента своего появления в 1947 году, было ориентировано на решение задач Федрезерва (банкиров).

Биткоин и прочую крипту даже не придется запрещать. О них просто перестанут говорить. А затем ликвидируют за ненадобностью. Свою функцию, как абсорбент излишней денежной массы, крипта исчерпает ровно тогда, когда появятся цифровые валюты у Китая и у США (читай ФРС, Блэк-Рок). Остальные свои функции крипта уже давно исчерпала: технология блокчейн обкатана, лучшие в мире мозги выявлены и привлечены к перспективным разработкам в этой области.

В случае с запретительным сценарием, если он потребуется, могут пойти по тропинке, которую уже протоптал Илон Маск, когда отказался принимать биткоин к расчетам за Теслу, под предлогом того, что майнинг биткоина - это крайне неэкологичный процесс. Для этого привлекут Грету Тунберг, которая скажет, что всех майнеров нужно сжечь на костре, поскольку майнинг потребляет больше электричества, чем некоторые страны Европы. Конечно, существуют и другие сценарии сворачивания "тестовой версии" цифровых валют.

Перед тем как "тюльпаны завянут", ребята вроде Маска в очередной раз умножат свои состояния. Хэпи энд.