Все, наверное, слышали, как хорошо жил народ в России до революции? Так хорошо, что «пол-Европы кормил». А потом пришли большевики, и он кормить перестал. И самое удивительное, «пол-Европы» с голоду не опухло.
Как правило, страны, «специализирующиеся» на производстве продуктов питания, продают не потому, что их граждане сыты, а потому, что у большинства граждан нет достаточно денег на покупку еды. Ярчайшими примером этой ситуации была дореволюционная Россия.
Но я сейчас не об этом. Я о формуле: деиндустриализация вызывает деградацию сельского хозяйства и (или) депопуляцию.
Как и почему?
Процент населения, занятый в производстве продуктов питания, их реализации и хранении, а также необходимых для этого машин и ингредиентов, примерно равен проценту доходов населения страны, затрачиваемых на покупку продуктов питания (есть ещё влияние дотаций).
Если бы доходность этой отрасли была бы выше, чем в других, горожане, подобно попугаю Кеше, рванули бы в деревню косить картошку, не дожидаясь, когда свёкла заколосится. Но не рвутся.
Главным условием индустриализации является обеспечение перетока людей из сельского хозяйства в промышленность. При этом не только происходит рост доходов как сельского, так и городского населения, но и валовое производство продуктов питания может увеличиваться.
Увеличиваться доход будет по нескольким причинам:
- Уменьшение предложения рабочей силы на селе вызовет рост зарплаты.
- Увеличение зарплаты сделает выгодной механизацию и интенсификацию. Если нанять сорок землекопов дешевле, чем один экскаватор равной с ними производительности, любой нормальный предприниматель наймёт землекопов, и плевал он на науку и прогресс. И только выросшая цена найма рабочей силы способна подстегнуть механизацию и интенсификацию.
- Возросший спрос на машины и ингредиенты, необходимые для интенсивного ведения сельского хозяйства, вызовет увеличение их производства. И в свою очередь увеличение зарплаты тех, кто их производит.
- Увеличение зарплаты в промышленности вызовет отток рабочей силы с земли — смотрите п. 1.
Нормальная численность работающих в сельском хозяйстве должна не превышать 3-5 процентов.
А почему произойдёт увеличение объёма производимых продуктов? Здесь нам на помощь приходит, как ни странно, закон убывающей доходности (немножко в моей редакции).
Суть закона в следующем: есть 3 фактора производства: земля (природные ресурсы), труд и капитал (станки, машины, инструменты, оборудование, промышленные здания).
Если в процессе производства один из факторов (в данном случае, земля) не может быть увеличен, то увеличение любого из двух остальных будет сопровождаться уменьшением дохода на каждую добавленную единицу. Есть исследование, показывающее, что увеличение на одну единицу труда даёт прирост в две трети от последнего участника, добавленного перед этим.
Наглядный пример
Если на участок, где один человек производит 81 центнер зерна, добавить ещё одного работника, то вместе они произведут 81 + 54 = 135 (ц. зерна).
Если взять ещё одного, то 81 + 54 + 36 = 171, а десятого — 81 + 54 + 36 + 24 + 16 + 10,7 + 7,2 + 4,8 + 3,2 + 2,1 = 239 (округлял в большую сторону).
Иными словами, увеличение численности работающих на земле в десять раз дало чуть меньше, чем трёхкратный прирост, и дальше — меньше. Разумеется, это не значит, что последним наняли полного лентяя.
Нет, производительность упала у всех. Но и уход этого десятого уменьшит производство только на 2,1 центнера (меньше, чем на один процент).
А что с капиталом?
Тот же источник определяет увеличение производства в 9/10 от последнего добавленного на каждую добавленную единицу капитала. Но и это ещё не всё, но уже от меня.
Теоретически для создания капитала тоже нужны земля, труд и да — снова капитал.
Но что останется, когда мы разложим весь капитал на труд и землю? Какой ещё ингредиент необходим для создания того, что называют капиталом? Какой элемент способен увеличить производительность труда?
Всё, что человек создаёт, он создаёт из природных ресурсов, воздействуя на них трудом, управляемым личной интеллектуальной собственностью (знанием, опытом и способностью их использовать, в том числе и для создания нового знания).
Использование знаний нельзя считать единицами.
Знание может использоваться в различных конфигурациях, и сочетания этих конфигураций позволяет не ограничивать рост производительности труда и земли. Но создание таких конфигураций должно происходить при этом как можно шире. Не на одном только участке человеческой деятельности.
Чем большим числом видов деятельности занимаются люди, тем больше возникает различного опыта и знаний.
Что происходит при деиндустриализации? Уменьшается число видов человеческой деятельности, это приводит к потере опыта и знаний. Приток людей в село уменьшает стоимость найма рабочей силы — теряются стимулы к механизации и интенсификации.
Происходит деградация сельского хозяйства.
Падение производительности на каждого работника уменьшает их реальные доходы ниже предела, необходимого для поддержания жизни, либо люди просто массово покидают такую страну.
Конечно, возникает вопрос, а как же страны постиндустриала?
В странах постиндустриала создана мощнейшая индустрия. Эта индустрия производит праздность и демонстративное потребление.
Создание такой индустрии — это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Такая индустрия крайне уязвима и легко разрушается в период смены элит (кризисы, войны, эпидемии, стихийные бедствия).
В России история повторяется: при правлении последнего императора уже существовала программа «дальневосточный гектар». В следствии реализации этой программы была создана масса настолько ненавидящих царя людей, что их ненависти хватило и на его семью. Конечно, история может повториться, как фарс, но я бы не сильно на это уповал.
А вы, дорогие читатели, как считаете?
Поможет программа импортозамещения продовольственной продукции развитию экономики России или окончательно её добьёт? Что лучше, когда Россия «кормит» пол-Европы, или когда пол-Европы «кормят» Россию?
Автор: #павел_аир , 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии
#хакнем_посты (рубрика для размещения постов подписчиков). Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем»? Напишите нам на почту: story@haknem.com