Хрустальные приборы и сервизы раньше был почти в каждой советской семье. Красивые фужеры и рюмки ставили на стол только по великим праздникам. Хрусталь всегда был знаком стиля, шика, красоты. Сейчас весь мир идёт по пути минимализма и многие готовы пить вино хоть из дешевого стекла, хоть из пластиковых стаканов. Все имперские и советские традиции уходят в прошлое и нам остаётся только любоваться этой эстетикой издалека. Музей хрусталя, который я недавно посетила в городе Гусь-Хрустальном оказался для меня «телепортом» в наше славное прошлое, где можно увидеть сервизы разных эпох и полюбоваться композициями современных авторов.
Стоит отметить, что город Гусь-Хрустальный хоть и маленький, но очень удаленький! Весь ансамбль города формировался вокруг гусевской хрустальной мануфактуры, которой владела династия Мальцовых. Здесь вся городская застройка была заточена под стекольные заводы, а также под жилую инфраструктуру для рабочих и дирекции. Самой главной достопримечательностью Гусь-Хрустального является, кончено, музей хрусталя, который ныне расположен в здании Георгиевского собора.
Внешне собор выглядит потрясающе! Здание новое, отреставрированное и, на мой взгляд, оно самое красивое в городе. Храм построен по проекту архитектора Бенуа, фасадная мозаика - Владимира Фролова, который оформлял многие станции московского метро. Рядом разбит небольшой тенистый скверик и стоит памятник, посвящённый основателю хрустального завода - Акиму Мальцеву.
Внутри собора не менее красиво и величественно! Никогда бы не подумала, что музей хрусталя может быть в таком шикарном помещении! Но экспонаты здесь выставлены под стать самому зданию и лучшего места для этой экспозиции в городе не найти. Особенно впечатляюще выглядят высокие потолки и фреска Пресвятой Богородицы высотой почти в 3 метра! На противоположной стороне собора ещё одно масштабное полотно - картина «Страшного суда».
Сама выставка оказалась в прямом смысле - ослепительной! Настоящее буйство красок, блеска, изящных форм и красивых росписей. В коллекции музея находится порядка 2000 экспонатов. Различные бокалы, вазы, штофы, графины и другие изделия, которые на протяжении двух веков производились на местном хрустальном заводе.
Экспозиция поделена на разные периоды и эпохи: начиная с царских времён и до наших дней. Стоит отметить, что в XVII и XVIII веках хрустальная посуда в России была только у знатных персон. Самые ранние сохранившиеся экземпляры посуды из хрусталя датируются XVII веком. Эта изящная и лаконичная посуда чем-то напомнила мне мамин советский хрусталь в серванте. Но в данном случае проработка деталей более тщательная и дорогая: золочение, гранение, гравировка.
Затем идёт витрина с графинами, стаканами и рюмками из XIX века, выполненные из цветного стекла.
Особенно интересно выглядит «Стеклянный букет» под авторством Р. Васильева и готический сервиз 1840 года.
В начале XX веке популярным становится цветное стекло, а самым шиком были изделия похожее на драгоценные камни. Здесь даже выставлены ёмкости для пива 1900-1917 годов. Никогда не думала, что этот напиток можно было подавать в столь оригинальном сосуде.
Хранители музея предусмотрели здесь всё до мелочей! Например, они воссоздали детальный интерьер столовой середины XIX века с неизменными хрустальными приборами на столе. Кстати, во время гонений большевиков на церковь, в этом соборе были безвозвратно утеряны шикарные огромные люстры. Теперь весит только одна и та собранная по крупицам. Прямо над фреской Богородицы стоит самая большая хрустальная композиция под названием «Гимн стеклу».
Очень необычным и своеобразным оказался хрусталь Советского периода. После национализации хрустального завода начался выпуск простых изделий с агитационной символикой и декоративными узорами. Стоит отметить, что изделия местного хрустального завода не раз получали престижные награды на мировых выставках.
В 30-40-е годы начинается новая веха в декорировании хрусталя. Например, появляются вазы для цветов с изображением различных достижений советской власти или героических профессий.
В самом центре музейного зала представлены работы мастеров хрустального завода. Каждый экспонат - это целое произведение искусства! Вот впечатляющая композиция «Вино Цезаря» авторства Анны Корнеевой. Или милый сервиз «Рябинка» Е. И. Рогова.
Все экспонаты просто поражают воображение! Я долго рассматривала каждое произведение и специально не читала подпись, пока сама не пойму что же оно означает. Стоять и фантазировать можно долго, но время не ждёт и пора отправляться дальше!
Самым печальным открытием стал для меня сам завод хрусталя, который внешне выглядит удручающе. Но работа по производству хрусталя продолжается до сих пор. На плаву держатся только несколько цехов и от былого величия, увы, почти ничего не осталось. Куда смотрят наши государственные деятели - непонятно... Такой славный гигант загибается!
На этом мой рассказ подошёл к концу. Спасибо вам за внимание и до новых встреч на Дзене!