Найти в Дзене
Крошка Ру

Нарциссизм по роду. Исповедь Нарциссичной матери.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

«Как обычная нормальная девочка превратилась в нарциссичную мать своим детям.»

ОЛЬГА:

Я очень рано стала ощущать себя «отличницей». В 4 года моя мать научила меня читать и хвасталась этим всем своим знакомым. В детском саду я была первой помощницей воспитательнице. Дома от меня требовалось быть самой-самой во всём абсолютно. Не было такой части жизни, где мне позволялось бы что-то не уметь. При этом меня никогда ни за что не хвалили. И новому занятию я должна была научиться как то сама, чудесным образом, без помощи родителей, причём сразу делать всё идеально. Ошибки мне не прощались.

Ещё хорошо помню, что мать в моём присутствии обожала обсуждать меня с другими взрослыми: «Нос какой у неё длинный, в отца. Ноги толстые – в тётю с отцовской стороны. Ж...а толстая – ну прям не знаю, в кого.». Если я при этом не сидела смирно, с «правильным» выражением лица, тут же на меня лилась порция критики: «не елозь, не морщи нос, и так уже длинный».

Когда мне было 5-6 лет, я уже очень боялась выступлений на утренниках в д/саду. Т.к. там присутствовали родители в качестве зрителей, поэтому после утренника на меня опять обрушивалась волна критики: «Почему ты стояла там, а не там? Почему двигала ногами не так, как все? А почему, когда все улыбались, ты была серьёзная? А почему ты улыбалась, когда все были серьёзными?»

Когда я пошла в 1-й класс, я уже чётко ощущала себя какой-то не такой, особенной. Всем девочкам можно было ссориться и плакать, мне нельзя, иначе ругать будут. Всем другим детям можно получать тройки, мне нельзя. Даже если получала 4 за контрольную работу, дома мать презрительно говорила «ничего ж ты не можешь, а вот соседская Таня (Маша, Света, не важно) уже корову умеет доить!». Какая связь между контрольной и коровой? Большая! Главное, лишний раз мне доказать, что я ни на что не способна, в отличие от других.

Их хорошего помню, что лет до 10 я не боялась защищать себя от физических нападений. Дралась с мальчишками-ровесниками, если они меня обижали. Но если об этом узнавали мои родители, то меня ругали. Объяснение было: «если тебя кто то обижает,значит ты сама виновата».

Годам к 12 умение защищаться почти пропало. Как-то я шла поздним вечером по посёлку, где мы жили. В какой-то момент я заметила, что меня преследует местный хулиган, на пару лет меня старше, но ростом с меня. Я испугалась, т.к. до дома ещё было далеко. Я заскочила в подъезд ближайшего дома, где жила моя подружка и постучала в их дверь. Вышла подружкина бабушка и сказала, что её нет дома. Я сказала: «а, ну ладно, я пошла». Сказать этой бабушке, что меня преследует хулиган и я боюсь, мне было стыдно. Я вышла на улицу в надежде, что хулиган уже ушёл. Но он был там! Я опять заскочила в подъезд. Стучать опять в чужую квартиру и просить помощь я стеснялась. Сидела в тёмном подъезде долго, в конце концов хулигану надоело ждать на улице и он ушёл.

Когда я училась уже в старших классах, каждое лето во время каникул мы с подружками где-то работали. Когда были помладше, в местном лесничестве ухаживали за посадками, пропалывали сорняки. Потом постарше работали нянечками в детском саду или в больнице. Работали неполный день, 4 часа, получали вполне приличные для подростков деньги. Я мечтала купить что-то для себя (спортивный костюм, красивый школьный портфель, кроссовки, первую простенькую косметику). Хотя семья у нас была очень обеспеченная по тем временам, мать забирала у меня все деньги до копейки. Её единственное объяснение: «у меня в твоём возрасте вообще ничего не было».

Видимо, таким образом она мстила вселенной за свои детские проблемы. Ей было плохо, значит, и её дочери пусть будет так же плохо. В результате я, уже имея свою семью, совершенно не умела распоряжаться деньгами. Могла в первые дни после зарплаты спустить деньги на кучу вкусной еды, дорогую красивую одежду детям, а потом просить в долг до следующей зарплаты.

Одежду мне покупать мать не любила. Если мне что-то требовалось, она сначала опрашивала всех своих знакомых, нет ли у них этой ненужной вещи. Причём эти знакомые материально могли жить хуже нас, но вдруг их дети уже из чего-то выросли и им уже не нужно? Значит, это пригодится мне...

Глядя на своих родителей и их отношение ко мне, мне самой хотелось стать «идеальной» матерью. Казалось, что достаточно просто делать всё с точностью наоборот, и уж мои-то дети будут счастливы. Если моя мать не любила покупать мне одежду, то я старалась сама покупать своим детям самое лучшее (но при этом забывала спросить их мнение  ).

Из своего детства вынесла ощущение, что надо маниакально следить за своей внешностью, чтобы никто не мог меня покритиковать и сказать, что у меня слишком толстая ж....а, что у меня некрасивая (немодная, неглаженая, нестираная) одежда. И к этому же старалась приучать своих детей. Они были обязаны заниматься спортом, чтобы была красивая фигура. Должны были с удовольствием носить ту одежду, которую я им выбрала и купила (ведь я же лучше разбираюсь в моде). Казалось, что только так я смогу защитить их от чужой критики.

Долгие годы я была неспособна защитить себя от физического или морального насилия. Поэтому старалась своим поведением вызывать только позитивные чувства окружающих. К этому же приучала и детей. Они должны были быть всегда вежливыми, не ругаться, не обижаться и т.д. В результате, сейчас они абсолютно не способны противостоять манипуляторам, идут на поводу всяких аферистов....( боятся отказать и стать плохими?)

Спасибо Ольге за смелость и откровенность👍👏. Рассказ о том, как Нарциссизм сказался не её детях, можно будет почитать позднее.

От автора: В семье прослеживается стыд неидеальности, страх критики, страх быть плохой.

Мама Ольги воспитывала из дочери идеального человека, чтобы маме не было стыдно за дочь, а всё что не вписывалась в идеал мама критиковала публично. То есть это не я - плохая, это моя дочь - плохая. Когда Ольга подросла и обзавелась своими детьми, страх критики и страх быть плохой, руководил уже и её действиями. Из своих детей она стала делать идеальных людей, чтобы их не критиковали и чтобы не почувствовать стыд за них. Но от чужой критики помогает не идеальность, а стабильная сомооценка, независимая от внешности, фигуры, достижений. Это когда тебя критикуют, а тебе вообще нигде не больно. Такая самооценка получается вследствии принятия своего ребёнка со всеми недостатками .

Подписка на мой канал не обязательна, лайки по желанию.