Ребенок с трудом читает и плохо пишет? Не спешите ругать его за лень. Может быть, это дислексия. Если так, то очень важно вовремя принять меры.
О том, что такое дислексия, рассказывает нейропсихолог Ксения Вотякова.
Что такое дислексия
Дислексия — избирательное нарушение способности к формированию навыков чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребенок-дислексик может читать крайне медленно, с большим количеством ошибок, с трудом понимать прочитанное. Это не означает, что ребенок ленится или плохо интеллектуально развит. Не нужно ставить на него клеймо двоечника и лентяя — лучше попытаться определить, что с ним не так.
Нейропсихологи считают, что трудности связаны с особенностями работы высших психических функций, задействованных в процессе чтения. В зависимости от тех механизмов, которые лежат в основе нарушения, выделяют несколько видов дислексии:
- регуляторная,
- фонематическая,
- зрительно-пространственная,
- семантическая, аграматическая.
В первом-втором классе чаще всего можно заметить первые три. Рассмотрим их подробнее. Важно помнить, что «чистые» типы дислексии встречаются редко.
Ребенок пропускает буквы, слоги, слова, не замечает границы предложений
Если ребенок при чтении и письме пропускает буквы или элементы букв, слога или целые слова, то, скорее всего, вы имеете дело с регуляторной дислексией. Такие дети имеют нарушения функций программирования, регуляции и контроля чтения.
Они пропускают буквы и слоги, добавляют или повторяют их при письме («ледоходох» вместо «ледоход»), «сливают» два слова в одно («вэту пору» вместо «в эту пору»), «перескакивают» с одной строчки на другую или из начала строки в конец.
Читая, дети с регуляторной дислексией не замечают границ предложений и знаки препинания, не до конца понимают смысл текста, неправильно озвучивают интонации и знаки препинания. В этом случае одновременно следить за технической и за смысловой стороной текста ребенку очень сложно. При письме дети часто пропускают пробелы, точки, заглавные буквы.
Ребенок заменяет звуки на близкие по звучанию или написанию
Если ребенок испытывает трудности при выборе среди близких звуков: заменяет буквы на близкие по звучанию (б-п, з-с) или по произношению (т-п, т-н, д-б, л-р) — это может быть признаком фонематической дислексии.
Читая текст, ребенок путает буквы и поэтому иногда не может понять, что за слово перед ним. Кроме того, им сложно запомнить слуховой образ слова, который может помочь правильно его написать.
Логопеды и нейропсихологи для диагностики такого нарушения используют следующий метод: предлагают ребенку выбрать из двух картинок ту, что иллюстрирует сказанное слово (например, на одной — коса, на другой — коза, или на одной — почка, на другой — бочка). Ребенок с проблемами будет часто ошибаться. Так трудности звукоразличения проникают в чтение и письмо.
Ребенок пишет так, как слышит, и буквы у него все разного размера
Если ребенок часто не может найти начало строки, сориентироваться на странице, испытывает сложности с написанием каких-то букв — скорее всего, тут дело в зрительно-пространственной дислексии. Обычно к концу первого класса дети читают плавно по слогам, к концу второго класса по слогам читают только сложные слова, а в третьем классе читают уже целыми словами и даже словосочетаниями. У людей с зрительно-пространственной дислексией слова «рассыпаются», не запоминаются как целое. Поэтому им сложно, например, учить словарные слова.
Дети с таким видом дислексии часто путают верх и низ, право и лево. В тетради у них буквы могут быть разного размера и с наклоном в разные стороны, а некоторые написаны причудливо или зеркально. Дети иногда пропускают в словах гласные — даже ударные, и нарушают порядок букв. Из-за отсутствия целостного образа слова часто пишут несколько слов слитно.
Взрослым важно вовремя заметить дислексию, чтобы не запустить проблему. Учитель обычно довольно быстро видит ее симптомы, и его задача — следить за динамикой. Если ошибок в чтении и письме становится все больше или не становится меньше, то учителю нужно поговорить с родителями, а им — обратиться к логопеду или нейропсихологу. Специалисты проведут комплексную диагностику и посоветуют, как быть.
#дети #дислексия #родители #нейропсихолог