Всем доброго времени суток. В этой статье пойдёт речь о первой вазовской малолитражке ВАЗ-1111 "Ока".
История "Оки" началась в апреле 1982 года когда от Минавтопром поступил приказ на волжский завод о создании автомобиля особо малого класса. ВАЗ-1111 разрабатывался вместе с конструкторами СМЗ и НАМИ. Изначально собирались сделать автомобиль, который во многом был ближе к мотоколяскам нежели чем к Автомобилю.
Но конструкторы волжского завода предлагали всё-же сделать полноценный автомобиль( вариант с мотоколяской был предложен из-за сильно ограниченного бюджета, который связан с войной в авгане, но вазовцы решили проблему путём сильной унификации автомобиля с другими моделями). Конечно не стоило забывать, что автомобиль в первую очередь разрабатывали как транспорт для инвалидов, поэтому к разработке были привлечены будущие пользователи транспорта и врачи специалисты. К концу 1984 года была выпущена серия из 30 экземпляров, а после передачи на опытное производство документации на двигатель ВАЗ-1101 второй фазы — ещё 10 экземпляров доработанного варианта (на ВАЗе эти экземпляры называли серий "100" как это было принято у Фиата) В ходе испытаний "100" серии было обнаружено множество недостатков, среди которых были недостаточная устойчивость ( машина переворачивалась при повороте уже на 40 км/ч.), плохая проходимость, малый объём багажник и т.д.
По итогам испытаний на АвтоВАЗе было решено доработать будущую инвалидку и сейчас об основных изменениях
- Увеличенная колёсная база
- Изменили кинематическую схему подвески( из-за этого она стала индентична подвеске ВАЗ-2108 но в уменьшеном размере)
- Была разработана новая коробка передач
После всех изменений новый прототип серии "200" стал устойчивее, улучшилось управление.
В 1984 году был закрыт СМЗ из-за низкого качества продукции, что привело к небольшим переделкам.
В 1985 — начале 1986 года было собрано 16 экземпляров опытных образцов II серии, из них два в Серпухове, причём их кузова были сварены уже из панелей серпуховского производства. Эти два образца имели электровакуумный привод сцепления, обеспечивавший полуавтоматическое переключение передач без выжима педали. Приблизительно в тоже время КамАЗом было освоено производство агрегатов передней и задней подвесок, регулятора давления задних тормозов, подрамника, рулевого механизма, амортизаторов, которые он поставлял на ВАЗ и СМЗ. Попутно велась разработка двигателя так как двигатель 1101 не устраивал по экономичности, поэтому было решено взять двигатель объёмом 1.3 литра от ВАЗ-2108 и "отобрать" у него два цилиндра. Таким путём сделали двигатель с обозначением 1111, вместо двух «недостающих» поршней были применены балансирные валы, расположенные в картере двигателя по бокам от коленвала и вращающиеся в противофазе с ним. Новый двигатель получился чуть менее мощным, но зато из-за унификации намного дешевле в производстве и проще в ремонте.
В 1987 году были проведены заключительные испытания "Оки". В 1988 году были изготовлены первые опытно промышленные партии.
Производился ВАЗ-1111 с 1987 по 2008 год и за это время у него было множество модификаций и сейчас об основных.
ВАЗ-1111 — базовая модель с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-1111 объёмом 0,65 литра мощностью 29 л.с.
ВАЗ-1111Э — экспериментальная модель с электроприводом.
ВАЗ-11113 (LADA OKA) — модификация с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-11113 объёмом 0,75 литра мощностью 33 л.с.
СеАЗ-11116 — модификация с китайским 3-цилиндровым инжекторным двигателем TJ FAW объёмом 1,0 литр, выпускавшаяся в 2007—2008 гг. СеАЗом.
СеАЗ «Ока Юниор» — мелкосерийная спортивная версия «Оки» для начинающих автогонщиков. Оснащалась защитными дугами, спортивным рулём и сиденьями с четырёхточечными ремнями безопасности.
«Ока-Астро-11301» — мелкосерийная версия «Оки» выпускавшаяся в 2002—2006 гг. челнинской малой фирмой «Астро-кар» (позднее «Камский автосборочный завод») и оснащавшаяся дефорсированым до АИ-80 украинским карбюраторным двигателем МЕМЗ 245,1 объёмом 1,1 литра уровня мощностью 49 л. с. Отличалась удлинённой колёсной базой (версия 11301) и расширенной колеёй передних колёс.
ЗМА-17013 «Тойма» — модель на базе камской «Оки». Оснащалась кузовом типа фургон с увеличенным задним свесом и пластиковой надстройкой увеличивавшей полезный объём грузового отсека до 1,5 м³. Грузоподъёмность — до 250 кг (без пассажира)
ЗМА-1901 «Гном» — опытный образец пикапа на базе камской «Оки»
СеАЗ-11116-60 «Ока Пикап с повышенной грузоподъёмностью» — модификация «Оки» с кузовом типа пикап с отдельной бортовой платформой. Грузоподьёмность - 400 кг.
Всего за 21 год производства было выпущено около 700 000 автомобилей.
Информация взята с Википедии
Благодарю за прочтение и желаю всего наилучшего.