Запрет на вывоз круглого леса за рубеж вступит в силу в России в 2022 году. До этого момента в стране появится государственная компания с исключительным правом на экспорт леса. Руководитель департамента перевозок промышленных грузов и ТНП Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») Ирина Капитанова рассказала отраслевому изданию «РЖД-Партнер», как предстоящие изменения отразятся на рынке железнодорожных грузоперевозок.
– Ирина, по Вашей оценке, насколько участники рынка железнодорожных грузоперевозок готовы к запрету? Как быстро они успеют переориентироваться на новые условия?
– В 2020 году рынок грузоперевозок показал, что может достаточно быстро перестраиваться под меняющиеся условия. В этом случае, на наш взгляд, сроки переориентации будут зависеть от возможностей конкретных операторов и в каждом отдельном случае потребуют разного количества времени. Но в целом изменения пройдут без острых последствий для рынка.
Что касается ПГК, компания мобильна и может в кратчайшие сроки адаптироваться к разным условиям на рынке. Это возможно в том числе благодаря уникальной грузовой базе и собственному парку.
– По Вашим прогнозам, ожидается ли переход лесных грузов на другие виды подвижного состава, к примеру, на контейнеры?
– Погрузка основных категорий не сконцентрирована в конкретном подвижном составе. Так, круглый лес преимущественно перевозится на платформах. Транспортная составляющая в структуре себестоимости пиломатериалов невелика, поэтому тип вагона выбирается исходя из расположения точек погрузки и доставки. Целлюлозно-бумажная продукция, напротив, достаточно сильно зависит от стоимости перевозки, поэтому транспортируется в основном в крытых вагонах или контейнерах.
В настоящее время парк для перевозки лесных грузов сбалансирован, поэтому каких-то кардинальных изменений в структуре подвижного состава в ближайшей перспективе не ожидается.
– Как запрет скажется на уровне затрат железнодорожных перевозчиков?
– Сложно дать оценку всему рынку, ведь у каждой компании своя логистика и оптимальные маршруты. Возможно, запрет окажет негативное влияние на себестоимость, как любое потрясение, ломающее устоявшиеся логистические маршруты. В свою очередь, ПГК всегда ответственно подходит к политике ценообразования, предлагает партнерам гибкие условия в зависимости от произошедших изменений на рынке. Все предложения разрабатываются для каждого клиента индивидуально, чтобы минимизировать возможное негативное влияние на бизнес-процессы партнера.
– Наблюдаются ли сейчас задержки вагонов на границах?
– Некоторые задержки в продвижении грузов на границе с Китаем сохраняются. Мы постоянно мониторим ситуацию и оперативно предлагаем партнерам удобные логистические решения. Например, ПГК переориентировала грузопоток с лесной продукцией на станцию Наушки в Бурятии из-за ограничений по приему подвижного состава на станции Гродеково в Приморском крае.
Полную версию интервью можно прочитать здесь.