Рансом Эли Олдс был великим инженером, стоявшим у истоков автомобилестроения. Заслужив репутацию своими достижениями в организации автомобильной промышленности Олдс в 1916-м году предложил военным своё видение боевой машины - REO Model F Armored Car.
REO Model F Armored Car/Бронеавтомобиль на шасси РЕО модель Ф
Страна: САСШ
Год выпуска: 1916
Производитель: REO Motor Car Company
Кол-во выпущенных: 1
Шасси: REO Model F Speed Wagon
Двигатель: 4L, 35 л.с.
Экипаж: 2
Боевая масса: 4 тонны
Бронирование: 4,75-мм?
Вооружение: M1895 Colt–Browning machine gun
В 1915-м году Рансом Эли Олдс, один из великих автомобильных инженеров и предпринимателей совершил небольшую революцию на рынке. Сразу она прошла незамеченной, но спустя десятилетия машина сама марка машины - Speedwagon стала культовой в Америке, не говоря уже о типа машины - пикап. Путь к успеху был у Олдса извилистым. К моменту создания фирмы, называвшейся по инициалам владельца, REO - Ransom Eli Olds, уже существовала одна фирма с маркой Олдс - Olds Motor Vehicle Co. Олдс Моторс созданная в 1897 году была выкуплена вместе с торговой маркой у Эли Олдса в 1908 году концерном Генерал Моторс. Инвесторы хотели выпускать вместо простой машины мощные и дорогие, и единственным способом было выдавливание Эли Олдс с собственной фирмы. Уже в 1904-м году инженер уволился из комании. К этому времени Oldsmobile Curved Dash стал первой машиной выпускавшейся большой серией. Для изготовления Курвед Даш Рансом Эли Олдс изобрел первый конвейер в 1901 году, существенно опередив Форда. Машины собирались на стапелях, которые перекатывались между постами сборки. В первый год было собрано 500 машин, всего было выпущено около 19 тысяч Oldsmobile Model R, известных как Curved Dash Oldsmobile.
Уволенный Олдс не уехал далеко, там же в Лансинге штат Мичиган он основал R.E.Olds Motor Car Company, которая из-за патентных споров была переименована быстро в REO Motor Car Company, но при этом и General Motors переименовала в 1907 году Olds Motor Works в Oldsmobile, но к тому времени машины REO уже выпускали большими сериями, чем Олдсмобили, хотя и продолжали выпускать машины схожей с Oldsmobile Cruved Dash 5HP конструкции с двигателем, располагавшимся под полом посередине но уже двухцилиндровым и мощностью 16 л.с. Несмотря на то, что первые машины REO выглядели, как набиравшие популярность легковушки с мотором, расположенным впереди, капот был обманкой, двигатель был расположен все равно по центру под полом.
Начав выпуск в 1912-м году новой машины Олдс первым поставил перед инженерами задачу добиться полной взаимозаменяемости деталей С этого момента все покупные узлы и материалы проходили проверку на стойкость к износу, выносливость и подвергаются тщательному анализу химического состава сплавов. Шасси всех машин сходящих с конвейера завода идентичны, в то время как почти все другие производители подгоняли детали к машине на месте его сборки. На REO первыми в Америке установили руль слева, а рычаг переключения передач по центру машины. Именно на такой машине REO 5th Series Touring был совершен первый пробег через территорию Канады в 1912-м году. Машина доказала свою надежность проехав более 6700 км по бездорожью Канады из Галифакса до Ванкувера. С началом мировой войны REO начал выпускать грузовики для военных, но главным вкладом в развитие линейки автомобилей стало начало производства первого грузового пикапа - быстроходного легкого грузовика с нагрузкой 3/4 тонны и мощностью 35 л.с. - REO Model F Speed Wagon, ставший родоначальником всех грузовых пикапов этого мира.
Рансом Олдс предложил военным в 1916-м году бронеавтомобиль на шасси пикапа - REO Model F Speedwagon со стандартный 35-ти сильным двигателем. Выбор пикапа для установки бронекорпуса был идеальным, более жесткая рама, чем у легковых машин, обеспечивала надежность и долговечность, а низкая масса шасси, в отличие от шасси грузовиков, давала бронемашине высокую тактическую маневренность. Да и просто пикап стоил и дешевле грузовика, и дешевле легковой машины. Безбашенный бронеавтомобиль, который в литературе традиционно называется REO Model F Armored Car и был построен исходя из идеи, что если военные не хотят покупать броневые машины, то они купят дешевую бронированную машину. Так себе логика, но за неимением других идей можно было работать и по такому принципу. На конструирование бронекорпуса в компании Олдса много времени не потратили. Собранный из плоских броневых листов, корпус имел три четко разделяемых отделения. Полностью бронированный моторный отсек был состыкован с "граненым" отсеком управления. Лобовая и бортовая броня имели наклон, для повышения пулестойкости. Грузовой отсек был бронирован отдельно и выглядел как "палатка" из железа, выход из машины должен был осуществляться через кормовую дверь и левую водительскую.
Вместо башни броневик имел откидывающий бронированный колпак для командира машины. Откинув крышки командир мог вести огонь вперед из пулемёта системы Кольта-Браунинга. Машина сохранила листовые рессоры и пневматические колёса, хотя диски колес стали железными вместо деревянных. Олдс считал, что бронеавтомобиль должен был воевать в Европе и работать непосредственно на поле боя. Для этого он был оснащен приспособлением для преодоления проволочных заграждений в виде двух направляющих металлических уголков, которые должны были поднимать проволоку над машиной и там её разрезать. Конструкция приспособления была очень похода на ту, которую применяли итальянцы в своих очень удачных броневиках Лянча IZ.
Если трезво оценивать бронированную машину Олдса, можно сказать, что в ней плохо было всё, ну наверно кроме шасси. Полностью закрытый моторный отсек делал невозможным охлаждение двигателя, работа в маленькой кабине была неудобна как для водителя, так и для стрелка-командира. Установка пулемёта открыто на крыше кабины водителя не добавляла безопасности, ведение огня только в передний сектор существенно ограничивало возможности боевого применения машины. Обычное шасси пикапа, даже несмотря на большие колеса делало проходимость броневика вне дорог близкой к нулю. Открытая снизу подвеска и трансмиссии легко повреждались. В общем единственное, что можно было сделать с этим броневиком, это полностью его переделать. Олдс не стал откладывать дело в долгий ящик и построил новую машину, которую обычно называют - REO Model F Armored Car №2.
По теме американских бронеавтомобилей Первой мировой можно почитать ещё:
"Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.
Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.
Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.
Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.
Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.
Стандартный бронетранспортер Национальной гвардии. 1st Motor Battery N.G.N.Y. 1916. Назад в будущее!
Источники:
STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40
ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/usa/ac_reo.htm
Def-Aleks › Блог › Забытые имена. Глава 130. REO (https://www.drive2.ru/b/89956/)