Помимо долгих расходов, одним из двух аргументов противников электромобилей является покупная цена таких автомобилей. Поклонники электромобильности, с другой стороны, отвечают, что электромобили будут дешеветь в долгосрочной перспективе по мере того, как будет продаваться все больше и больше. Мы пытались понять, насколько это реально.
В то время, когда мы готовили эту статью, появилось два прогноза, оценивающих резкое сокращение разницы между ценами на электромобили и автомобили внутреннего сгорания. По оценкам BloombergNEF, в 2026 году цены в Европе выровняются, а к 2030 году электромобили станут дешевле. Автомобиль среднего размера будет стоить 19 000 евро в 2026 году, а средний автомобиль - 16 300 евро четыре года спустя, автомобиль внутреннего сгорания - 19 900 евро.
Исследование было проведено по заказу брюссельской ассоциации Transport & Environment, объединяющей крупнейшие некоммерческие транспортные организации Европы. По оценке ассоциации лобби, к 2027 году цена на батареи упадет с сегодняшних 137 долларов за кВт / ч до 58 долларов. Вопрос, однако, в том, как будет реализовано сравнение разницы в цене или даже достижение лучшей цены на электромобили. Будь то естественное снижение производственных затрат или введение субсидий для одного типа привода или штрафов и налогов для другого. Компания Transport & Environment ясно заявляет об этом в пресс-релизе о росте продаж электромобилей: «Это может быть обеспечено только за счет более строгих требований по выбросам CO 2 для производителей автомобилей в 1920-е годы, включая новую цель на 2027 год».
Что касается самих производственных затрат, текущая разработка не предполагает их снижения. У электромобиля есть много дорогостоящих деталей с двигателем внутреннего сгорания, таких как корпус, фары, сиденья, колеса и т. Д. Некоторые компоненты ему не нужны, а наоборот, есть еще один - аккумулятор. И это на данный момент самый дорогой электромобиль. Конечно, ни один производитель не скажет нам, сколько батареи они покупают, но в недавней статье мы узнали, сколько будет стоить замена всей батареи клиента. Например, Audi e-tron Sportback без работы обойдется в 3 656 869 рублей. Новый автомобиль будет стоить 6 603 728 рублей. Для электрического Citroën C4 это будет 1 882 260 рублей (новый автомобиль от 2 802 441 рублей).
Экономия от масштаба, которого нет
Часто говорят об экономии на масштабе в связи с перспективой снижения цен на аккумуляторы и электромобили в целом. Это урок микроэкономики, который означает преимущества крупномасштабной эксплуатации или производства. Невозможно слепо полагаться на это, в электромобилях задействовано множество электрических переменных.
Последний раз это иллюстрирует Томас Ульбрих, руководитель отдела развития Volkswagen в отделе автомобильных новостей. Менеджер подтвердил, что последнюю электрическую модель бренда ID.4 в настоящее время нельзя считать прибыльной. По словам Ульбриха, модель, с которой VW стремится стать самым продаваемым внедорожником в своем роде в мире, имеет цену, недостаточную для получения прибыли.
«Уже в конце первого жизненного цикла модели мы сможем похвастаться значительным прогрессом», - сказал он. Это означает, что проектировщики автопроизводителя расширили текущую кривую роста производства и продаж и сделали то же самое с графиками динамики цен на аккумуляторы и автомобили внутреннего сгорания. Однако экономические прогнозы из таблицы очень часто претворяются в жизнь. Продажи электрифицированных автомобилей растут головокружительными темпами в процентном отношении, но реальные показатели продаж не так велики. С низкой базы быстро будет сделано большое увеличение. По данным ACEA, реальная доля чистых электромобилей в Европе в первом квартале этого года составляет 5,7 процента от общего числа примерно 2,4 миллиона автомобилей, проданных в ЕС.
«Речь идет не только о разработке автомобиля, но и об увеличении производства», - сказал Ульбрих. «Все новое, еще не достигло пика эффективности и тому подобное. С этой точки зрения Volkswagen необходимо оптимизировать ».
А пока акционерам Volkswagen придется готовиться к массовой субсидии на каждый электромобиль. И это также коснется покупателей других моделей с двигателями внутреннего сгорания, которые по растущим ценам затыкают дыру в кассовом аппарате для электромобильности.
Драгоценные драгоценные металлы
И какова перспектива снижения стоимости сегодняшних батарей без какого-либо революционного технического прогресса или неизвестных сегодня изобретений? Постепенно емкость аккумуляторов увеличивается, а значит, и модельный ряд автомобилей, но сам состав элементов остается очень похожим.
Что касается сырья, средняя батарея состоит из 50% графита, 22% алюминия, 18% никеля, 5% лития, 4% кобальта и, что не менее важно, меди. Спрос на это сырье растет во всем мире, как и цена. Некоторые из них проблемны только там, где они добываются. 85% кобальта поступает из Конго, где широко используется детский труд и нет долгосрочных ценовых гарантий.
Хотя наиболее часто упоминаемый литий в настоящее время стоит меньше, чем, например, пять лет назад, за последний год его цена резко выросла. По словам Дэвида Арчера, генерального директора Savannah Resources, мировые цены на карбонат лития и гидроксид лития достигнут пика на уровне около 16 100 и 18 800 долларов за метрическую тонну в 2024 году. Это означает увеличение примерно на 43%, соответственно. на 213% на метрическую тонну. И цена на другие металлы в батареях не падает. Например, за последние четыре года цена алюминия на мировых рынках выросла на 40%, меди - на 50%, никеля - на 23%.
Дополнительные расходы
Иржи Грабак из чешского представительства Nissan упоминает другие возможные расходы, которые могут повлиять на отпускную цену электромобилей в будущем: «Еще одним фактором является нынешний кризис полупроводников, который также повлияет на производство автомобилей и коснется электромобильности, как в моделях с обычные двигатели внутреннего сгорания.
Другими факторами являются необходимость производства электромобилей, чтобы сбалансировать выбросы CO 2 или NO X в соответствии с европейскими стандартами, а также возможность производства других моделей с двигателями внутреннего сгорания. С этим связана тема национальных субсидий, которые помогают отдельным странам ЕС снизить цены на электромобили. На цену могут в краткосрочной перспективе повлиять текущие производственные ограничения, и поэтому нет такой необходимости снижать цену, потому что в настоящее время правило при производстве отдельных автомобилей в большинстве случаев является правилом: кто есть в наличии - тот продает. "
А как насчет цен?
По этой причине электромобили долго не дешевеют, но их ассортимент или оснащение улучшается. Например, Nissan Leaf стартовал в 2011 году с 2 627 617 рублей, сегодня -3 149 637 рублей, соответственно. в настоящее время в обращении 2 869 358 рублей. Однако было изменено оборудование, и заявленная дальность "полета" была увеличена - с тогдашних 175 км до сегодняшних 270 км.
Еще один автомобиль с давними традициями на чешском рынке - BMW i3. В России он продается с марта 2014 года. Тогда он стоил 3 153 141 рублей, а в версии REX - 3 564 801 рублей. В ноябре 2017 года это было 3 531 517 рублей, соответственно. 3 967 001 рублей за REX. С марта 2021 года цена составляет 3 675 511 рублей. «Однако номинальные цены не совсем актуальны, так как со временем произошли различные изменения не только в списке стандартного оборудования, но, в основном, в аккумуляторах. В 2013 году аккумулятор был 60 Ач, теперь он увеличился вдвое », - говорит Давид Хайдингер от имени чешского представительства автопроизводителя.
Он дополняет основную идею условий долгосрочных скидок на электромобили: «Как и в случае с другими товарами, автомобили с постепенным развитием испытывают снижение себестоимости производства, а значит, и снижение цены. Но есть также ряд проблем - например, разработка аккумуляторов, экологически безопасная добыча и использование драгоценных металлов или производство алюминия. Все это может существенно повлиять на цену автомобиля. Еще одним определяющим фактором ценообразования является реальный спрос, на который, однако, влияют различные субсидии в ряде европейских стран. Поэтому прогноз на долгосрочную перспективу очень непредсказуем, он во многом зависит от того, в каком направлении пойдет развитие технологий и используемого сырья ».