Друзья, ко дню рождения Асты Давыдовны Бржезицкой публикую чёрно-белый визуально-проекционный материал 1975 года студии «Диафильм» Госкино СССР. Однако, сегодня прежде всего благодаря Госкаталогу и постоянной экспозиции Музея Дулёвского фарфорового завода мы можем увидеть многие произведения и в цвете. Наслаждайтесь!
В постановке скульптора Асты Бржезицкой: 52 кадра
Автор Б. ПОЮРОВСКИЙ
Консультант Л. КРАМАРЕНКО
Съёмки В. ГРИДНЕВА
художник-оформитель Ж. ГИРИЧЕВА
Редактор М. МИНЦ
Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1975 г.
101000, Москва, Центр, Старосадский пер., д. № 7
Д-055-75 / Т01510
Чёрно-белый 0-20
Оригинал хранится в Российской Государственной библиотеке для молодёжи / ББК: ДФ ЧБ: 3632; 3633
«Дулёвский сувенир» – это части триптиха Бржезицкой. Называется он «У нас в Дулёве»» и посвящён прославленному фарфоровому заводу.
Ещё одна часть – «Ох, уж эта молодёжь!». Цепью летят расписанные цветами тарелки. Торжествует поэзия, радость труда. Виртуозно, полно изобретательности и фантазии искусство Асты Бржезицкой.
Триптих «У нас в Дулёве», как и все другие её работы, созданы на Дулёвском заводе. Впервые она приехала туда ещё студенткой Московского художественного института. С тех пор и по сей день вся её жизнь связана с этим заводом.
«Испанский танец».
В первых работах художница пыталась познать секреты ещё загадочного для неё материала, выяснить, в какой степени он способен передать движение, экспрессию.
С годами росло мастерство, менялись темы, приёмы пластики... Но одно оставалось неизменным: и сегодня, как 30 лет назад,– неустанный творческий труд.
Мы в мастерской Бржезицкой. Она лепит подготовительный этюд для скульптуры А. Миронова в роли Хлестакова.
Идёт работа над многофигурной композицией «Ревизор» Н. В. Гоголя. И как всегда, сперва был рисунок, потом лепные этюды... Но вот композиция готова...
…Её отдают форматорам. Они режут скульптуру на части и формуют. Литейщики зальют готовые формы фарфором. Затем автор отшлифует и соединит отдельные части, фигуру просушат, окунут в глазурь и поставят в горн. Автор должен вместе с форматорами и горновщиками предусмотреть любые неожиданности, чтобы получить из печи скульптуру точь-в-точь такую, какую он задумал.
Если обжиг прошёл удачно, начинается последний этап авторской работы: роспись. И, конечно, новый обжиг.
Правда, был случай, когда Бржезицкая с самого начала поняла, что роспись будет не нужна. Композиция «Музыка», выполненная к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, требовала особого решения. Она оставлена белой; мягкие, плавные линии, белизна придают сцене лирическое настроение, музыка словно звучит, светлая, чистая.
Если внимательно присмотреться к уникальной коллекции работ Бржезицкой, можно выделить в ней нессколько самостоятельных разделов. Прежде всего жанровые композиции. Такие, как это «Свидание»...
.. или «Пастушок».
Композиция «На каирском базаре» появилась после поездки художницы в Египет.
«Под рябиной» – забавный бытовой эпизод.
Во всех работах Бржезицкой можно увидеть, как остро улавливает она характерные движения, жесты, выражения лиц, взаимоотношения людей, придавая всему оттенок юмора и изящество. Это относится не только к жанровым скульптурам...
...но и к работам, связанным с театром, литературой – основному разделу её творчества.
Триптих «Народные таланты» посвящён самодеятельному театру. Это сцены, взятые из жизни: репетиции, подготовка к выступлению, старательное перевоплощение артистов-любителей в героев пьес.
«Перед выступлением»
«Русалка» на клубной сцене в сопровождении... балалайки.
Репетиция «Ревизора» – улыбка, юмор, почти шутка. И вместе с тем – какие точные психологические характеристики каждого персонажа.
Многие композиции скульптора создавались с учётом возможностей массового тиражирования. Вот одна из них – «Хор».
Десять работ Бржезицкой составили знаменитую сюиту «Цирк», с триумфом обошедшую выставочные залы многих стран мира. Её открывают «Трубачи».
А дальше начинается настоящее цирковое представление в фарфоре, праздничное, озорное, веселое.
В цирке нет ещё многих номеров, которые придумала и поставила Бржезицкая. А некоторые из них и возможны-то, скорее всего, только в фарфоре – такие, как «Крокодил Гена с птичкой».
Они не только партнёры, они ещё и друзья, участники весёлой игры:
«Дрессировщица со львом»…
И девушка с медведем, затеявшая игру в «ку-ку». Ведь они выступают в цирке, который славится особым чувством товарищества и дружбы.
Ну, а немножко добродушной иронии и леопарду не помешает. Тем более, что он здесь басенный, очеловеченный.
В этой сюите есть артистизм и фееричность циркового зрелища, его напряжение и динамизм...
...а в отдельных сценах – и лиризм.
«Цирковой роман»
Всё это передано очень тонкой пластикой с необыкновенной фантазией композиционных построений.
– Отчего столько робот посвящено цирку? – спрашиваю скульптора.
– Так ведь в цирке всегда сказка, – слышу в ответ. – А сказка – моя любовь. Я и в литературе чаще всего обращаюсь к сказке. И «Принцессу Турандот» Карло Гоцци выбрала по той же причине.
К сожалению, в одном кадре нельзя уместить все группы, составляющие композицию спектакля «Принцесса Турандот». И поэтому каждая из них будет представлена отдельно.
Впервые Бржезицкая увидела «Турандот» на премьере в 1922 году. И была очарована. Так что создавалась её работа два года, а вынашивалась почти полвека. После возобновления спектакля в 1963 году художница, вооружившись альбомом и карандашом, не пропускала ни одного представления.
«Калаф и император»
Работая над этой серией, она опиралась не только на то, что живёт в нынешних представлениях, но и на театральные воспоминания собственной юности.
«Маски»
О её героях никак не скажешь, что они застыли в театральных позах.
Напротив, у вас обязательно создастся впечатление непрерывного движения. Ведь этот праздничный, искрящийся спектакль, по мысли Вахтангова, должен был отразить настроение, возникшее у народа после революции, стать гимном радости, любви.
«Принцесса и рабыни»
Во многих персонажах угадываются известные вахтанговские актёры – исполнители центральных ролей: Ю. Борисова...
...М. Ульянов, Ю. Яковлев...
«Принцесса Турандот» – не единственная работа, в которой театральные герои представлены в портретных образах исполнителей» хотя таких работ немного. Одна из них – дуэт из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Джульетта – Галина Уланова
Ромео – Юрий Жданов
Рюи Блаз и дон Сезар де Базан – Михаил Царёв
В спектакле Малого театра «Рюи Блаз» М. Царёв играл дон Сезара де Базана. Готовя свою композицию к юбилею актёра, Бржезицкая предложила ему «исполнить» дополнительно ещё и заглавную роль.
В пьесе Л. Зорина «Мужчина и женщины» А. Менакер играет единственную мужскую роль, а М. Миронова – восемь женских. Четыре из её героинь – перед вами. В спектакле каждая из них встречается с Гарунским с глазу на глаз. Бржезицкая свела всех в одну сцену, что придало её композиции дополнительный комедийный оттенок.
Даже если речь идёт не о пьесе, многим композициям Бржезицкой свойственна театральность. Она как бы ставит спектакли.
А. Дюма. «Три мушкетёра»
Зловещая старуха-графиня, пушкинская «Пиковая дама». Рядом с ней – Лиза...
«Тартарен из Тараскона» и «Гулливер у лилипутов» в 1958 году были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе, где получили бронзовую медаль.
Когда смотришь «Принцессу на горошине», снова кажется, что ты в театре. Разве это – иллюстрация к известной сказке, а не самостоятельное театральное представление?
Слегка переставим и укрупним отдельные фигуры, ведь их можно рассматривать и вне всей композиции. Сколько изящества и в то же время лёгкой тонкой иронии заключено в каждой детали! И поэзии, нежной, едва уловимой.
Нередко Бржезицкая обращается и к драматургии. К самой разнообразной, но всегда высокой, предлагая свое оригинальное пластическое решение.
Здесь основой служит уже не спектакль, как вы видели ранее, а сама пьеса.
Гоголевский «Ревизор», знаменитая сцена объяснения Хлестакова с Марьей Антоновной и Анной Андреевной.
«Каменный гость», финальная сцена.
У Бржезицкой любое литературное произведение – не повод для иллюстраций, а отправная точка для создания собственной образной версии.
«Снежная Королева» Евг. Шварца, Кай во дворце у Королевы. Ничего лишнего: холодная, мёртвенная луна, обледеневший трон, застывшая в неподвижности хозяйка.
Выступая со свободной интерпретацией, Бржезицкая всегда оставляет какие-то обязательные детали: костюм, мебель... Вот и здесь по белоснежному шпицу мы узнаем чеховскую «Даму с собачкой».
Молодой, но уже достаточно известный вокальный квартет «Мадригал», исполняющий старинную камерную музыку. Не только в костюмах, но и в деталях интерьера художница старается образно воссоздать подлинную атмосферу прошлого.
Особое место в галерее работ Бржезицкой занимает эта группа. Сознательное нарушение пропорций в сочетании с позой Ломоносова ещё более усиливает контраст между его фигурой и фигурами императрицы и придворных.
Безошибочно угадывается мысль скульптора, утверждающего величие первого русского учёного и ничтожество его врагов.
Стремительный поток композиционных находок, щедрой фантазии – и всё это в ослепительной белизне фарфора и ярких, но нежных красках. Свой цирк, свой театр...
Живое, весёлое, поэтичное искусство Асты Давыдовны Бржезицкой.
И сегодня, как и прежде,– новые замыслы, новые этюды... неустанный творческий труд художника.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив