Найти в Дзене
Круто об искусстве

Они сотворили мир, в котором мы живем.

Стеклянный фасад главного корпуса школы Баухаус в Дессау, архитектор Вальтер Гропиус. 1925-1926.
Стеклянный фасад главного корпуса школы Баухаус в Дессау, архитектор Вальтер Гропиус. 1925-1926.

Представьте себе такую картину: каждую неделю студенты вместе с пре­подавателями устраивают вечеринки, фотографируются в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршируют с красными флагами и публично раскрашивают статуи Гете и Шиллера... Девушки коротко стригутся и носят брюки, а юноши, наоборот, отращивают волосы и одеваются как оборванцы.

Нет, нет, это не наркотики. Это БАУХАУС.

Баухаус, где всегда на повестке дня стояли десятки самых важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира (расшить сумку кельтскими узорами или выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки).

И грянул гром (читай, случилось сие событие) 25 апреля 1919 года в немецком городе Веймар - именно там была образована Высшая школа строительства и конструирования - БАУХАУС (Bauhaus в переводе с немецкого "Дом строительства").

Вальтер Гропиус
Вальтер Гропиус

Первым директором и идеологом школы стал немецкий архитектор ВАЛЬТЕР ГРОПИУС, который сформулировал ее главный принцип так: "Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, - здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры".

Перевожу на русский язык: по мысли Гропиуса только новое конструктивное мышление, объединившее зод­чество, живо­пись, градостроительство и социальные дисциплины, даст возмож­ность создать Gesamtkunstwerk ("великое универсальное произведение искус­ства", по мысли Вагнера).

И в общем-то, в век пара и электричества, стремительной индустриали­зации, многообещающего технологического прогресса, именно Баухаус дает миру НОВЫЙ ЯЗЫК архитектуры.

Архитектуры, которая отказывается от декоративных элементов классической ордерной системы, но выставляет напоказ современные конструктивные приемы.

Студенческое общежитие школы Баухаус в Дессау, архитектор Вальтер Гропиус, 1925-1926.
Студенческое общежитие школы Баухаус в Дессау, архитектор Вальтер Гропиус, 1925-1926.

Романтики с большой дороги (имеется ввиду художники и архитекторы Баухауса) свято верили, что окружающее человека пространство, созданное по законам искусства, должно поменять со временем и самого человека, воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества.

Отсюда и такой жадный ИНТЕРЕС К СТРОИТЕЛЬСТВУ МАССОВОГО, ТИПОВОГО ЖИЛЬЯ, В КОТОРОМ ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ ЖИЗНИ БУДУТ ДОСТУПНЫ ВСЕМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ.

Короче говоря, Икея родом из Баухауса.

Там преподавали Кандинский (живопись, фреска), Клее (витраж), Ласло Мохой-Надь (обработка металла)... благодаря Эль Лисицкому в Баухаусе узнали о супре­матических композициях Малевича, а идеолог ни­дер­ландского авангарда Тео ван Дусбург читал лекции, в которых были изложены идеи группы "Де стиль" (гуглим или вспоминаем Пита Мондриана).

-4

Кстати, о методе обучения - историю искусства намеренно преподавали как можно позже, дабы пред­от­вратить копирование и стилистические заимствования (однако, грамотно).

Обучение начиналось с подготовительного курса - изучали теорию цвета и фактуры, создавали трехмерные структуры из всего, что попадало под руку, на старших курсах играли спектакли из геометрических фигур (спасибо Оскару Шлеммеру - родоначальнику геометрического театра), самостоятельно производили мебель для обустройства классов и строили дома для преподавателей.

-5

Отдельно выделю прилюбопытнейшую персону - швейцарского художника, буддиста и мистика Йоганнеса Иттена, который и разработал подготовительный полугодовой курс для студентов Баухауза. Он брил голову, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыха­тельных упражнений и медитаций (практиковалось рисование с закрытыми глазами и рисование обеими руками).

-6

В 1925 году школе пришлось переехать из Веймера в Дессау. Новое здание проектировал сам маэстро Вальтер Гропиус и оно стало своего рода манифестом раннего Баухауса.

-7

Иначе говоря, манифестом ФУНКЦИОНАЛИЗМУ.

Баухаус - это школа-фабрика, которая объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые и кабинеты (студенты не просто создавали эскизы будущих функциональных вещей, а производили эти вещи. Для этого была разработана система мастерских: гончарной, текстильной, витражной, металлической, класс сценографии. Кроме того, студентов учили создавать настенную живопись, гравюру по дереву, экспериментировать с фотографией).

Каждая зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду (функций в едином комплексе было много, поскольку в Баухаусе студенты и жили, и работали... по уикендам играли странную музыку и купались нагишом по ночам😁).

Студенты Баухауса, 1928.
Студенты Баухауса, 1928.

Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркива­лись чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра - красного, синего и желтого (некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку).

Школа просуществовала 14 лет до 1933 года: с приходом к власти национал-социа­листов она была, естественно, закрыта, а ее идеи и творения были признаны дегенеративными, зловредными и ментально вырожденческими.

ВСЕ ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ XXI ВЕКА ЕСТЬ ЗАСЛУГА БАУХАУСА: дизайн мебели, текстиля, одежды, но, в первую очередь, новации в архитектуре.

Функциональное планирование означало проектирование "изнутри наружу": в первую очередь архитектор должен был продумать внутреннее пространство, удобное размещение жилых, общественных и хозяйственных зон. Отсюда и эти сложные композиции разноэтажных объемов, разнообразные формы оконных проемов (квадратные, ленточные, Г-образные).

Облик здания был продиктован особенностями внутренней планировки и назначением помещений.

-9

Любое украшательство считалось недопустимым, даже безнравственным приемом - ПУТЬ ОЧИЩЕНИЯ и ТОТАЛЬНОГО УПРОЩЕНИЯ дизайна (мейнстрим времени).

Так рождался ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ, массово известный по его американизированной версии - спасибо нацистам, спровоцировавшим эми­грирацию в США Вальтера Гропиуса (преподавал в Гарварде), Марселя Брейера (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надя (основал "Новый Баухаус" в Чикаго).

Апогеем интернационального стиля стал третий директор школы - ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕР РОЭ (самые знаменитые его работы - павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт ("Стеклянный дом", 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958).

В каждой стеклянной коробке любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает простран­ства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: "Меньше значит больше".

-10
-11
-12

🔸🔸🔸

-13

🔸🔸🔸

-14
-15
-16
-17
-18
-19

🔸🔸🔸

-20
-21
-22
-23
-24
Скриншоты сторис из моего блога в инстаграм @ksu_art_cool