Актуальность изучения данной проблемы в том, что на данный момент проблема девиантного поведения молодежи в интернет-пространстве очень актуальна, т.к. с каждым годом количество Интернет пользователей растет, а вместе с этим растет и количество различных негативных проявлений, отклоняющихся от общепринятых. В данной работе внимание сосредоточенно на появившихся за последние годы в научном сообществе новых терминах, отражающих проявление ненависти в интрнет-пространстве (слатшейминг, мэнсплейнинг, виктимблейминг эйджизм, лукизм, бодишейминг, харассмент).
На данный момент в России нет достаточного количества социологических исследований, посвящённых изучению проявление новых форм девиантного поведения молодежи в интернет-пространстве.
Объект исследования.
Девиантное поведение молодежи в интернет-пространстве.
Предмет исследования.
Формы девиантного поведения молодежи в интернет-пространстве.
Цель исследования.
Выявление форм девиантного поведения молодежи в интернет-пространстве.
Задачи исследования.
1. Определить вовлеченность молодёжи в возрасте от 18 до 25 лет в новые формы девиантного поведения в интернет-пространстве на основе онлайн-опроса;
2. Выявить факторы девиантного поведения молодежи в возрасте от 18 до 25 лет в интернет-пространстве по результатам глубинного интервью;
3. Раскрыть визуальный образ новых форм девиантного поведения молодежи в Интернет-пространстве.
Интерпритация и операционализация основных понятий.
Девиантное поведение, в широком смысле — это любое поведение, противоречащее общепринятым нормам общества.
Социология как научная дисциплина, изучающая правила, по которым функционирует общество, должна искренне интересоваться явлениями, которые угрожают этим правилам. Эмиль Дюркгейм (1895), один из отцов-основателей социологии, указывает в своей знаменитой книге «Правила социологического метода», что стандарты и правила, определяющие то, что является патологическим, помогают укрепить нормы и ценности общества.
Молодежь — это такая социально-возрастная группа, которая отличается своими возрастными границами (от 14 до 35 лет[1]), а также характеризующийся переходом от юности к зрелости.
Стоит отметить, что молодежь является самой активной социальной группой, использующей сеть Интернет[2].
Интрнет-пространство — это глобальная сеть из миллиардов компьютеров и других электронных устройств. С помощью Интернета можно получить доступ практически к любой информации, общаться с кем угодно в мире и делать многое другое.
Интернет-пространство состоит из различных веб-сайтов.
Веб-сайт представляет собой набор различных сайтов доступ к которым можно получить через Интернет. Сайт состоит из соответствующего текста, изображений и других ресурсов. Веб-сайты могут напоминать другие формы средств массовой информации - например, газетные статьи или телевизионные программы - или они могут быть интерактивными, уникальными для компьютеров.
Целью веб-сайта может быть что угодно: новостная платформа, реклама, онлайн-библиотека, форум для обмена изображениями, образовательный сайт или социальная сеть.
Социальная сеть — это веб-сайт, который объединяет людей, чтобы поговорить, поделиться идеями и интересами или завести новых друзей.
В отличие от традиционных СМИ, которые создаются не более чем десятью людьми, сайты социальных сетей содержат контент, созданный сотнями или даже миллионами разных людей. Ниже приведен небольшой список некоторых из крупнейших социальных сетей, используемых сегодня:
- Одноклассники ( http://www.classmates.com ) — один из крупнейших веб-сайтов для связи со школьными друзьями и поддержания с ними связи и будущих встреч.
- ВКонтакте (https://vk.com/) — самая большая социальная сеть России, в которой можно общаться лично и создавать различные интрнет-сообщества по интересам.
- Facebook (https://www.facebook.com) — популярное место для пользователей, где они создают личное пространство и общаются с друзьями, делятся фотографиями, фильмами, рассказывают о том, что вы делаете, и т. д.
- Instagram (https://www.instagram.com) — мобильный сервис и приложение для обмена фотографиями, доступное для платформ iPhone, Android и Windows Phone.
- Pinterest (https://www.pinterest.com) — популярный сервис изображений и обмена, который позволяет кому угодно делиться изображениями, создавать коллекции и многое другое.
- Reddit (https://www.reddit.com) — сообщество зарегистрированных пользователей (реддиторов) отправляет контент, за который проголосовало сообщество. Reddit имеет сабреддит (доску) почти для каждой категории.
- Twitter (https://twitter.com) — всемирно известны сервис, который позволяет пользователям публиковать сообщения длиной 140 символов со своих телефонов и в Интернете. Является самой быстрой социальной сетью, распространяющей новую информацию в мире.
- YouTube (https://www.youtube.com) — видеохостинг позволяющий публикацию видеоблогогов и другие видео.
- TikTok (https://www.tiktok.com/) — одна из самых современных социальных сетей созданная для просмотра и создания коротких видеороликов.
Социальные сети помогают людям оставаться на связи со своими друзьями и семьей и являются простым способом узнать информацию о близком друге, семье или известном человеке. Социальные сети также можно использовать для поиска сообществ интересы, которых разделяет ищущий.
В современном мире это также привело к распространению различных веб-сайтов, где пропагандируется ненависть, дискриминация и другие формы девиантного поведения. В данной работе мы перечислим наиболее современные формы девиантного поведения, которые появились в научном сообществе в последние годы. Стоит отметить, что перечисленные ниже термины изначально появились в зарубежной среде и в последующем получили свое распространение по всему миру. В России эти определения появились сравнительно недавно и используются в широкой среде только последние годы.
Слатшейминг (состоит из двух английских слов «slut» и «shaming») обозначает такую практику критики людей, преимущественно женщин, которые концентрируются на сексуальном поведении с целью смущения жертвы и ее порицания[3].
Слатшейминг очень распространён на платформах социальных сетей, в том числе самых популярных: YouTube, Instagram, Twitter и Facebook.
По статистике Исследовательского центра Пью, самой распространённой целью домогательств в Интернете являются молодые женщины. Более 50 % респондентов из числа молодых женщин встречались с тем, что в онлайне их называли оскорбительными именами или стыдили. Женщины от 18 до 24 лет наиболее явно ощущали домогательства разных типов: 26 % выслеживались онлайн, а 25 % являлись онлайн-мишенью сексуальных домогательств[4].
Мэнсплейнинг — способ объяснения таким образом, который предполагает, что слушающий объяснения человек глуп. Такой снисходительный способ объяснения особенно используется тогда, когда мужчина объясняет женщине что-то, что она уже понимает[5].
Ориентировочно считается, что датой зарождения термина является 2008 год, когда американская журналистка и писательница Ребекка Солнит выпустила статью «Мужчины учат меня жить». В Америке активно используется с 2010 года.
Виктимблейминг — это отношение, которое предполагает, что жертва, а не преступник, несет ответственность за нападение. Обвинение жертвы происходит, когда предполагается, что человек сделал что-то, чтобы спровоцировать насилие своими действиями, словами или одеждой[6].
Термин «обвинение жертвы» (victim blaming) впервые использовал Уильям Райан в одноимённой книге (Blaming the Victim), опубликованной в 1971 году. В России стал активно использоваться после истории Дианы Шурыгиной[7].
Эйджизм — несправедливое обращение на основании их возраста[8].
Понятие «эйджизм» ввёл директор национального института старения США Р. Н. Батлер в 1969 году, обозначая им дискриминацию одних возрастных групп другими.
В России данный термин обрел свою популярность в последние годы, когда чаще стала обсуждаться проблема отказов в устройстве на работу людям старше 40 лет[9]. Сейчас его употребление стало также актуально для молодежи, которая подвергается высмеиванию, недоверию или неприязни из-за своего возраста[10].
Лукизм или также германизированный лукизм описывает стереотипы или дискриминацию людей исключительно на основе внешнего вида, то есть характеризует иерархию людей на основе физических характеристик, которые обычно оцениваются положительно или отрицательно и, таким образом, увеличивают или уменьшают ценность человека[11].
Бодишейминг — критика себя или других из-за некоторых аспектов внешнего вида[12].
Фондом психического здоровья (Mental Health Foundation) совместно с международной компанией по сбору и анализу данных YouGov в марте 2019 года среди 4505 взрослых в Великобритании в возрасте от 18 лет и 1118 подростков в возрасте от 13 до 19 лет были проведены новые онлайн-опросы на тему бодишейминга и образа тела (body-image)[13]. Результаты показали, что:
1.В прошлом году каждый пятый взрослый (20%) испытывал стыд по поводу своего тела, чуть более трети взрослых (34%) испытывали чувство подавленности, а 19% испытывали отвращение из-за образа своего тела.
2.Среди подростков 37% чувствовали себя расстроенными по поводу своего тела, а 31% стыдились своего образа тела.
3.Чуть более трети взрослых проинформировали, что они когда-либо испытывали тревожность (34%) или находились в депрессивном состоянии (35%) из-за своего образа тела.
4.У каждого восьмого (13%) взрослого возникали суицидальные мысли или чувства из-за недовольства своим телом.
5.Каждый пятый взрослый (21%) сообщил, что из-за изображений тела, используемых в рекламе, он начал переживать из-за своего образа тела.
6.Каждый пятый взрослый (22%) и 40% подростков заявили, что из-за изображений тел в социальных сетях они начали переживать из-за своего образа тела[14].
Харассмент — это собирательный термин для целого ряда различных поступков, которые задевают или унижают человека, создают неблагоприятную обстановку, вызывают чувство стыда или пугают[15]. Харассмент относится к действиям, завязанным на проявлении власти над человеком.
В России данный термин стал наиболее популярен после 2017 года, когда активно обсуждался скандал с телеведущим Fox News Билла ОʼРайли, а после и Харви Вайнштейном.
Структурно-композиционная схема анкеты.
Ниже приведены факторы, на основании которых можно сделать выводы о том, какие группы населения проявляют социальную активность.
Социально-демографические характеристики
1. Укажите Ваш пол
-мужской
-женский
2. Укажите Ваш возраст
-18-20
-21-23
-24-25
Проявление девиантного поведения в форме виктимблейминга
3. Считаете ли Вы, что можно без разрешения отправить чужие откровенные фотографии другим Интернет пользователям? Ведь если их прислали, значит могли ожидать, что так будет.
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
4. Как Вы считаете Диана Шурыгина сама виновата в том, что с ней случилось?
-да
-нет
5. Как Вы относитесь к деятельности сообщества «Мужского государства»?
-резко негативно
-скорее негативно
-безразлично
-скорее поддерживаю
-полностью поддерживаю
6. Если Вы видите в Интернете «слитые» интимные фотографии знакомого Вам человека, то Вы посмотрите их и/или отправите другим знакомым?
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
7. Вы угрожали распространением личных фотографий человека, чтобы он сделал то, чего вы хотели?
-да
-нет
Проявление девиантного поведения в форме эйджизма
8. Приходилось ли Вам в Интернете объяснять школьникам, что их мнение менее значимо т.к. они еще интеллектуально не сформировались?
-да
-нет
9. Подростки не могут всерьез поддерживать феминизм или либерализм.
-да
-нет
Проявление девиантного поведения в форме лукизма
10.Согласны ли Вы с утверждением, что красивые люди чаще более глупые?
-да
-нет
11.Если Вы видите вызывающую фотографию у блогера, то считаете, что:
-блогер легкомысленный и не может рассуждать на серьезные темы;
-блогер хочет, добиться внимания к своей внешности;
-блогер просто выставил фотографию.
Проявление девиантного поведения в форме бодишейминга
12.Как Вы относитесь к тому, что известные бренды отказываются от использования фотошопа в своих социальных сетях?
-резко негативно
-скорее негативно
-безразлично
-скорее поддерживаю
-полностью поддерживаю
13.Полные люди не должны выставлять свои фотографии в купальнике в Интернете.
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
14.Если человек опубликовал объективно некрасивую фотографию, то нужно ему об этом сказать?
-да
-нет
Проявление девиантного поведения в интрнет-пространстве в форме харассмента
15.Допустимо ли в переписке сотрудников использование уменьшительно-ласкательной формы?
-да
-нет
16.Если на онлайн конференции один из сотрудников сказал другому, что тот выглядит вызывающе, то Вы поддержите:
-того, кто заметил вызывающий внешний вид;
-того, кому указали на вызывающий внешний вид.
Другие формы девиантного поведения в интернет-пространстве
17.Представьте, что у Вас проблемы с подключением к Интернет сети. Вы звоните оператору, и он переводит Вас на инженера, который поможет решить проблему. Если инженером окажется женщина, вы постараетесь ей объяснить ситуацию «попроще»?
-да
-нет
18.Если Вам не нравится в Интернете чье-то мнение, то вы:
-высмеете это мнение;
-отправите знакомым, чтобы вместе обсудить;
-проигнорируете.
19.Бывало ли, что Вы говорили оппоненту, что вычислите его по IP?
-да
-нет
20.Публиковали ли Вы на своей странице в социальных сетях слухи?
-да
-нет
21.Вы можете критиковать кого-то чтобы:
-развлечься
-отомстить обидчику
-продемонстрировать свое превосходство
-выразить свое мнение
-получить личную выгоду
-выплеснуть негатив
22.Вы когда-нибудь использовали общение на сайтах знакомств, чтобы повеселиться с друзьями?
-да
-нет
Сравнение девиантного поведения в интернет-пространстве и реальной жизни
23.Проявляли ли Вы агрессию в интернет-пространстве?
-да
-нет
24.Использовали ли Вы фейковый профиль, чтобы оставлять комментарии в Интернете оставаясь анонимным?
-постоянно
-редко
-никогда
25.Ведете ли Вы себя в реальной жизни также открыто как в Интрнете?
-да
-нет
26.Как Вы считаете люди чаще проявляют агрессию в Интернете или в реальной жизни?
-в Интернете
-в реальной жизни
27.Люди проявляют агрессию в Интернете потому что
-больше людей узнают об этом
-не получат наказания за это
-можно остаться анонимным
Гипотезы.
1. В настоящее время в России молодежь активнее проявляет девиантное поведение в интернет-пространстве нежели в реальной жизни.
2. Молодые люди, замеченные за проявление девиантного поведения в интернет-пространстве, имеют проблемы с доверием и им оказывается низкий уровень поддержки.
3. Комментарии оставленными молодыми людьми в интернет-пространстве отражают неуверенность или демонстрацию превосходства.
Обоснование методов сбора эмпирической информации.
В нашем исследовании мы воспользовались следующими методами сбора информации: онлайн-опрос; глубинное интервью и визуальный анализ комментариев.
Онлайн-опрос — это количественный метод, с помощью которого исследователь задает некоторый набор заранее определенных вопросов всей группе или выборке людей.
Такое исследование можно считать особенно полезным, когда исследователь стремится описать или объяснить особенности очень большой группы или групп. Этот метод также можно использовать как способ быстрого получения некоторых общих сведений об интересующей нас ситуации, чтобы помочь подготовиться к более целенаправленному, углубленному изучению с использованием трудоемких методов, таких как глубинное интервью. В этом случае опрос может помочь исследователю определить конкретных людей или места для сбора дополнительных данных.
Количество исследователей, использующих онлайн-опросы в своей работе, значительно увеличилось после появления в сети специальных онлайн-сервисов по разработке электронных анкет. Методы разработки и анализа электронных анкет постоянно совершенствуются.
Выбранный метод: онлайн-опрос.
Объект: молодёжь.
Объем выборки: 300 респондентов.
Тип выборки: направленная.
Критерии отбора: респонденты – активные пользователи интернет-пространства (социальных сетей, видеохостингов, месссенджеров), напрямую или косвенно столкнувшиеся с девиантным поведением в интернет-пространстве.
Также для сбора информации будет использовано глубинное интервью.
Глубинные интервью отличаются от опросов тем, что они менее структурированы. В опросных интервью анкеты жестко структурированы - все вопросы должны задаваться в одном и том же порядке, одинаковым образом, и могут быть даны только заранее определенные варианты ответов. С другой стороны, глубинные качественные интервью более гибкие.
В глубинном интервью интервьюер имеет общий план опроса, а также может иметь определенный набор вопросов или тем для обсуждения. Однако интервьюеру не обязательно придерживаться заранее определенных вопросов или задавать вопросы в определенном порядке.
В идеале респондент говорит большую часть времени, в то время как интервьюер слушает, делает заметки и направляет беседу в нужную сторону. В таком сценарии ответы респондента на начальные вопросы должны формировать последующие вопросы. Интервьюер должен уметь слушать, думать и говорить почти одновременно.
Выбранный метод: глубинное интервью.
Цель: выявить факторы девиантного поведения молодёжи в интернет-пространстве.
Число участников: 10.
Критерии отбора: участники – активные пользователи интернет-пространства (социальных сетей, видеохостингов, месссенджеров), проявляющих различные формы девиантного поведения в интернет-пространстве.
В качестве визуального метода в социологическом исследовании был проведен анализ комментариев пользователей интернет-пространства, которые были замечены за проявлением девиантного поведения.
Выбранный метод: визуальный анализ.
Цель: сформировать визуальный образ новых форм девиантного поведения молодёжи в интернет-пространстве.
Единицы отбора: скриншоты страниц реальных пользователей социальных сетей, видеохостингов, мессенджеров с наглядным проявлением форм девиантного поведения другими пользователями.
Число обследуемых единиц: 25.
Определение типа выборочной совокупности.
Для проведения онлайн-анкетирования была задействована целевая выборка по возрастному разделению. Выборка является одноступенчатой, не привязана территориально, так как проходит через сеть Интернет. Не претендует на репрезентативность в раках учебного исследования. Методом онлайн-анкетирования было опрошено 300 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Отбор экспертов для глубинного был составлен по квотам по квотам специализации новых форм девиантного поведения респондентов. Всего было выбрано 10 человек, которые отмечают проявление агрессивного поведения в интернет-пространстве.
Материалы, представленные через визуальный метод сбора информации собраны посредством стихийной выборки, так как использованы открытые источники, не имеют конкретного обоснования и собраны без влияния различных друг на друга факторов. Под материалами понимаются скриншоты комментариев в социальных сетях, видеохостингах и на специализированных сайтах.
Место и время проведения исследования, обработка данных.
Пространственная локализация не определена, так как проходит в сети Интернет, но в сегменте рунета.
Время проведения исследования: май 2021 года.
Программы, используемые для обработки данных в исследовании: SPSS, Microsoft Excel.
Категории анализа для построения опросного листа.
Категории анализа для построения опросного листа.
Характеристика инструментария.
Всего в анкете 27 вопросов, в том числе вопросы:
По содержанию:
1. Социально-демографические характеристики: №1-2.
2. Проявление девиантного поведения в форме виктимблейминга: №3-7.
3. Проявление девиантного поведения в форме эйджизма: №8-9.
4. Проявление девиантного поведения в форме лукизма: №10-11.
5. Проявление девиантного поведения в форме бодишейминга: №12-14.
6. Проявление девиантного поведения в интрнет-пространстве в форме харассмента: 15-16.
7. Другие формы девиантного поведения в интернет-пространстве: 16-22.
8. Сравнение девиантного поведения в интернет-пространстве и реальной жизни: 23-27.
Выводы:
1. Анализ зарубежных и отечественных исследований новых форм девиантного поведения молодежи в интернет-пространстве показал, что с каждым годом количество молодых людей, пользующихся интернет-пространством, растет. Вместе с этим растет количество агрессии в интернет-пространстве и групп ненависти к которым нередко присоединяется молодежь. Данные группы нацелены на проявление различных вербальных форм киберагрессии.
2. Для изучения выявить проявления новых форм девиантного поведения молодёжи в интернет-пространстве, нам необходимо провести исследование. Для этого в нашей работе мы используем количественный, качественный и визуальный метод.
Для количественного метода мы создали онлайн-анкету, состоящую из 24 вопросов и опросили 300 человек.
Для качественного изучения нашего вопроса, мы воспользовались методом глубинного интервью.
Для проведения визуального метода нами были изучены комментарии молодежи, которые были замечены в проявлении девиантного поведения.
[1] Федеральный закон № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 23.122020. Одобрен Советом Федерации 25.12.2020). URL: https://docs.cntd.ru/document/573248507 (дата обращения 01.05.2021).
[2] Лисицына М. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100% //РБК.2021.URL:https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения 01.05.2021).
[3] Кембриджский словарь [Электронный ресурс]. URL:https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/slut-shame(дата обращения 03.05.2021).
[4] Online Harassment (англ.), Pew Research Center: Internet, Science & Tech. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2014/10/22/online-harassment/ (дата обращения 03.05.2021).
[5] Кембриджский словарь [Электронный ресурс]. URL:
https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/mansplaining(дата обращения 03.05.2021).
[6] Бендрикова А.Ю. Виктимблейминг: социологический аспект изучения // Образование и проблемы развития общества. 2018. №1 (5). С.79-83.
[7]Воинова Е.А. Сивякова Е.В. Дискурс как ресурс преодоления социальной аномии: проблематика насилия в массовой коммуникации (опыт эмпирического исследования) // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. №2(2). С. 136-146.
[8] Кембриджский словарь [Электронный ресурс]. URL:
https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/ageism?q=Ageism (дата обращения 03.05.2021).
[9] Колпина Л.В., Городова Т.В. Геронтологический эйджизм: причины возникновения и проблемы преодоления // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С.17.
[10] Бгашев В.Н. Эйджизм. Возрастная дискриминация в современном обществе с позиции политической корректности // Истрия и теория. 2018. С. 134-139.
[11] Яковлева В.В.Лукизм как предмет социологического анализа. Материалы 15-й ежегодной научной конференции студентов и аспирантов факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Беларусь. 2018. С. 134-136.
[12] Кембриджский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/body-shaming (дата обращения 03.05.2021).
[13] Body image report - Executive Summary. 2019. URL: https://www.mentalhealth.org.uk/publications/body-image-report/exec-summary (дата обращения 03.05.2021).
[14] Body image report - Executive Summary. 2019. URL: https://www.mentalhealth.org.uk/publications/body-image-report/exec-summary (дата обращения 03.05.2021).
[15] Харассмент онлайн: почему удаленка не избавила сотрудников от притеснений // РБК. 2021. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5ef617339a79476e9bf32d1b (дата обращения 03.05.2021).