Проблема сохранности персональных данных выходит на новый уровень. Часто становится слышно об утечках информации о клиентах из банков. И пока вопрос безопасности остается открытым, у мошенников появляется все больше возможностей поживиться.
Кто виноват?
Если сравнивать банковские и небанковские организации, то из последних информация утекает намного чаще. Но и банки не упускают возможности сделать «подарок» нечистым на руку охотникам за персональными данными.
Компаниям сегодня сложно строить работу, не имея упорядоченной базы. А когда речь идет о банках, то здесь подобная информация имеет важное значение. По факту банк, в который вы обратились, сразу знает о вас более чем достаточно. Предпринимая попытки сохранить полученные данные изобретаются все новые способы, которые внедряются в систему безопасности.
Большинство людей считает, что если информация о клиентах банка утекла в сеть, то была совершена масштабная хакерская атака. Но чаще всего это неправда и информация попадает к третьим лицам абсолютно банальным способом – через инсайдеров.
Да, именно ошибочные (или заранее проплаченные) действия рядовых сотрудников становятся причиной того, что огромные базы сливаются туда, где их быть не должно.
Ценной является информация о держателе карты вместе с ее номером, сведения об остатках средств на счетах, а вот база, в которой хранятся только контакты не имеет большой важности.
Повышенную ценность имеют для злоумышленников «двойные» базы: например, банка и интернет-магазина. При сопоставлении информации с обоих источников можно легко составить цифровой портрет человека и проворачивать мошеннические схемы.
Почему это опасно?
Обладая информацией о человеке, ей не только пользуются в корыстных целях, но и применяют для получения новых данных либо для провокации жертвы на какие-либо действия.
- Фишинг. Избитая и, казалось бы, позабытая всеми схема в пандемию обрела второе дыхание. Имея список электронных адресов, мошенники делают массовую рассылку, которая содержит адрес сайта, где потребуется ввести банковские данные. По статистике даже в наше время эффективность этого метода достигает 10%.
- Вишинг. Вам звонят, выманивая необходимую информацию. Несмотря на то, что о таком методе говорят и предупреждают на каждом углу, доверчивых людей все равно остается много.
Здесь есть важный момент: чем больше сведений удалось получить до этого, тем больше вероятность того, что жертва поверит мошенникам и расскажет о себе еще больше или сделает то, что они попросят. Поэтому опасность представляет любая информация, которая попала в общий доступ.
Имея сведения о человеке, получится снять деньги с его карты, оформить кредит или рассрочку и провести ряд иных манипуляций, которые обогатят мошенника, но принесут вред потерпевшему.
Что делать?
Есть несколько важных правил, соблюдая которые вы обезопасите себя от посягательств на свои сбережения.
1. Внимательно читайте все, что вы подписываете в банках, договорах купли-продажи и так далее. Часто там указано, какие сведения о вас как обрабатываются и куда передаются.
2. Не выкладывайте фото банковских карт в сеть. Достаточно только номера карты или даже телефона.
3. Если вам звонят, представившись сотрудниками банка, кладите трубку и перезванивайте сами по официальному номеру, доступному на сайте. Назвав себя и задав вопрос о том, кто и зачем вам звонил, вы будете либо переведены на сотрудника, либо с удивлением узнаете, что никто из банка вас не беспокоил.
4. Проверяйте ссылки, которые приходят вам в электронных письмах, с помощью специальных сервисов.
Эти меры предосторожности не излишни, а скорее недостаточны, учитывая то, что скоро в качестве персональных данных будет использоваться отпечаток пальца либо скан роговицы глаза. Наличие таких сведений даст новые возможности мошенникам.