Действительно, зачем ложится на кушетку в психоанализе? Ведь вполне результативно работать психологически и психоаналитически в позиции глаза - в глаза.
Но психоанализ – это, как известно, работа с бессознательным. И, когда человек лежит на кушетке, то он легче погружается в бессознательное. Ведь, лежа, мы спим. И в этой позиции, легче осознать скрытее мотивы своего бессознательного.
И одновременно, психоаналитик должен отслеживать те чувства, которые транслирует клиент, и отделять это от собственных чувств. И еще отслеживать психологические защиты, используемые клиентом, и воздействовать на них, если они не полезны для клиента.
При консультировании глаза - в глаза может доминировать позиция клиента – контролировать взгляд аналитика, потому - что в его детстве отец был неконтролируемо неадекватен. Мог заорать на ребенка, когда у него, у родителя – плохое настроение, или он пьян, или ребенок, по его мнению, неправильно себя повел.
Очень ярко показана неадекватная, или психоидная бабушка в фильме Сергея Снежина «Похороните меня за плинтусом». 8 летний мальчик Саша, и вся семья служат эмоциям бабушки Нине Антоновне и ее мужу (дедушке) Семена Михайловича. Бабушка обвиняет всех, они плохие, враги и хотят ее смерти. Своими приступами она пугает Сашу, и внедряет в его психику страх, возможно – жить, или быть преследуемым.
Тогда уже, взрослый Саша, оказавшись в психотерапевтическом кабинете, станет контролировать взгляд, позицию и жесты аналитика. Это необходимо для психики. И постепенно, не сразу можно добраться до бессознательного.
Что такое – скрытые мотивы бессознательного? Например, я предполагаю, что у Нины Антоновны было не лучшее детство, если она стала такой жестокой, и не «слышит» чувств ребенка. Она нашла себе мужа, умеющего приспосабливаться к такому разрушительному сценарию отношений. Эти два взрослых человека дополняют друг - друга.
И у Саши, возможен скрытый механизм – идентификации с агрессором. И тогда, если не осознать этого, то можно и самому стать агрессором по отношению к близким людям.
Если немного говорить о психоаналитической теории, то у бабушки Нины Антоновны и дедушки Семена Михайловича эго - синтонные реакции. И они со стороны не видят, не отслеживают и не анализируют своего поведения. И это очень трудный вопрос, психоаналитически вывести такого человека на самоанализ.
И таким образом, позиция на кушетке – есть помогающая клиенту позиция. Вспоминаю, я работала с клиентом, у которого отец был пьяница, и у взрослого моего клиента, назовем его Вячеслав ( это ненастоящее имя), был страх публичных выступлений, страх начальника.
Но в результате психоанализа, выявилось, что и мать у Вячеслава была атакующей, и кидающей его, когда отец – буйствовал в семье. До анализа своей семьи Вячеслав всегда идеализировал мать. Но в результате психоанализа, он осознал, что воспроизводит свои отношения с матерью с темы девушками, с которыми он общается. Эти молодые девушки -эгоцентричны и холодны в отношениях. Он им старался служить, как и матери.
В результате длительной терапии, Вячеслав стал находить себе поле теплых и понимающих женщин, как его психоаналитик. И он создал себе счастливый брак. И он называл «шелухой» те механизмы поведения, которые ему вручила семья, и которые мешали ему найти себе хорошую жену.
Таким образом, психоанализ на кушетке – выгоден для клиента. И не все люди могут лечь на кушетку. Так сразу на первой консультации никогда не делается. Должен возникнуть рабочий альянс.
До встречи на кушетке! Желаю всем счастья.