Найти в Дзене
Изучаю людей

Как приручить ребенка с аутизмом

Надо же, а он у вас не плачет!

Я достаточно часто наблюдаю такое удивление у родителей, которые привели ребенка ко мне на консультацию. Крепкие орешки, конечно, бывают - но основная масса детей, которых ко мне приводят, действительно не плачут. Хотя приводят совсем не зайчиков. Приводят детей с аутизмом, которые чихать хотели на мир людей и коррекционно-развивающие занятия. Приводят детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями развития, которые уже у кого только не были и чем только не занимались.

Я не чудотворец, и не обещаю нормы там, где ее быть не может, а также не обещаю легких побед. Я коррекционный педагог, то есть человек, который учит. Учит, долго. Не волшебную таблетку дает, нет у меня таблетки. Что делать - я знаю, расскажу, сделаем вместе. Но делать - придется. Впрочем одна волшебная таблетка у меня все же есть - я знаю заклинания, чтобы ребенок начал учиться.

Когда приходит человек, которому пять лет, но при этом человек не говорит, обращенную речь понимает слабо, вопит и рвет наши развивающие пособия - я говорю, что дорожка развития завела конкретно этого ребенка не туда. В норме ребенок к пяти годам свободно рассказал бы вам содержание понравившегося мультфильма, с интересом выслушал бы пару глав повести из жизни Дениски и его друзей и заставил бы вас спасаться бегством от сотни вопросов "Почему?". И вы бы его задавать этот вопрос не учили! Не учили бы слушать рассказы. Не учили бы рассказывать. К пяти годам он умеет все перечисленное сам. Потому что его дорожка - дорожка в норму.

Не так с ребенком, пришедшим в кабинет специалиста. Поэтому я всегда говорю - норму - не трогайте, дайте жить спокойно. Не норму - до трех лет можете пытаться вылечить дельфинами, собаками и массажами. После трех же - учите! Чем сложнее состояние ребенка - тем серьезнее, интенсивнее, последовательнее, дольше, профессиональнее будет это обучение.

А он не хочет. Он орет. Он дерется. Разумеется, орет и дерется. Потому что трудно, потому что некомфортно, потому что неуспешен. Да-да, ничего не понимает, а вот неуспешность свою - понимает всегда и прекрасно. Только вот та деятельность, в которой он успешен - в норму ребенка не ведет.

Бесконечное вращение веревочки перед глазами. Открывание и закрывание двери. Мычание и качание. Пересыпание крупы. Вся эта, вроде бы, разнообразная деятельность, относится всего лишь к одной категории - сенсорного удовлетворения. Смотрю. Слушаю. Обоняю. Осязаю. Ощущаю вкус. Не думаю, не анализирую. Бесспорно важная деятельность - но в норме ребенок занят ей до 7-8-месячного возраста. После он идет дальше. Овладевает предметной деятельностью - умением использовать предмет согласно его функции. Затем - деятельностью игровой - умением наделять предмет воображаемыми свойствами, или вообще обходиться уже без предметов, одной лишь игрой ума.

Это в норме. Наш же пятилетка дальше сенсорики не ушел. Стал виртуозом в этой деятельности, но - не продвинулся в развитии. И не продвинется и дальше, если оставить все как есть. Что же делать будем? Срочно отнять веревочку? Запретить хлопать дверями? Связать руки? Многие так и поступают. И тогда слышен крик ребенка из кабинета специалиста. Отнять, поделить. Задвинуть столом в угол. Срочно начать внедрять соответствующую возрасту деятельность. ОТДАЙТЕ! МОЮ! ВЕРЕВОЧКУ!

Нельзя так с детьми, товарищи. Будете тянуть цветочек из земли за стебель - он не вырастет, а порвется. Интерес ребенка, каким бы странным он не был - наше с вами оружие и наш союзник. Конечно, мы не поддержим социально неприемлемое. Ребенок страстно увлечен размазыванием слюны по стене - поищем альтернативу этому неприятному занятию, ему все же среди людей жить. А вот веревочка наша никому не мешает. Более того, у меня этих веревочек - смотри - целая коробка!

Хочешь? Конечно, сейчас открою. Сделай так - и открою! Хлопаем в ладоши - хлопнул и ребенок. Умницааа - на! Не хлопнул - вы его руками совершили это же движение. Умницааа - на! Раз, два, три, десять. На одиннадцатый - хлопнул сам. Заметив наконец рядом с собой эту ничего такую тетю, которая владеет несметными сокровищами. Снизойдя, так и быть, до выполнения своей первой в жизни инструкции - это же быстро и несложно, зато потом мне дадут вон ту классную вещь.

Это пока быстро, пока несложно. Постепенно мы поставим обучающие цели, и прежде чем получить сокровище, наш ребенок выполнит уже не одну инструкцию, а все 10. Это случится далеко не сразу, но мы обязательно пройдем этот путь - и пройдем его в комфортной обстановке, без криков, драк и скандалов. И ребенок не заметит сам - но уже начнет учиться, и начнет развиваться.

Дело за малым - за сокровищами. Беремся работать со сложными детьми - одним карточками точно не обойдемся. Коробки с крупой, слаймы, шарики, веревочка, да - в кабинете должны быть. Ищем подходящее каждому конкретному ребенку, покупаем его интерес и завоевываем его доверие. Пока этого не произошло - никого ничему научить невозможно.

Впрочем я обещала вам заклинания. Ладно, так уж и быть. Сдаю пароли-явки. Ловите два волшебных пособия, ни на одну, так на другую эту удочку обязательно клюнет ваш не желающий иметь с вами никакого дела юный клиент.

Штучка первая - Шариковый конструктор.

Если ребенок не прочь перепутать шарик с конфеткой - эту игрушку мы не предлагаем. Если же склонности тянуть все подряд в рот у него нет - покажите, как здорово шарик катится с горки вниз. Пусть посмотрит. полюбуется, посенсорится. Скатит шарик сам. Ух тыыыы! Здорово!!! Смотри, у меня еще шарики есть! Хочешь? Сделай так!

Штучка вторая - Музыкальный световой волчок

Откровенно говоря, поет он довольно гнусно. Но вам шашечки или ехать? Главный плюс этой игрушки - редкий ребенок может включить ее сам. Он должен попросить вас. Ну а вы уж соображайте, что взамен потребуете. Вперед, учите. И не плачьте. Ключики к сердцу любого сложного ребенка я вам подарила. Успехов!

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, специальный психолог, АВА-терапевт .

https://instagram.com/ne_tolko_logoped