Найти тему
Христианство и смысл жизни

Адаптация человека для жизни в Царстве Небесном

Оглавление

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.» (Мф. 13: 31-33).

Смысл жизни человека состоит в спасении души и обретении жизни вечной во Христе. Земная жизнь – это путь в Царство Небесное, путь к Воскресению, и от того, как мы его пройдём зависит наша посмертная участь. Путь к Горнему Иерусалиму указал нам Господь Иисус Христос. На земле, мы всего лишь странники, живём здесь временно и должны готовиться для жизни в Царстве Небесном, в этом состоит цель жизни христианина. Но в этом мире действует другой дух, дух мира сего, который не покоряется воле Божией: «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2: 2). В мире действуют плотские страсти: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» (1-е Ин. 2: 16). Если человек, пребывая в этом мире, не имел общения с Горним миром, с Ангелами, святыми, с Богородицей, с Господом, то он может быть не готов для жизни в Царстве Небесном, для него Царствие Небесное может быть хуже ада, потому что он просто не готов для жизни там. Ад – это место без Бога, и по утверждению святого Исаака Сирина, это место милости Божией для людей, которые ещё при этой жизни выбрали жизнь без Бога: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин. 3: 19-21). В психологии есть такое понятие, как синдром Маугли. Это совокупность симптомов, которые наблюдаются у детей, выросших вне человеческого общества, в социальной изоляции, среди животных, например. Это название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Маугли воспитывался с ранних лет в волчьей стае. Такие дети, попадая в человеческое общество, не приспособлены для жизни в нём, у них наблюдается искажение личностного развития, повадки животных в поведении, отсутствует человеческая речь. Точно также и в духовном мире, когда человек не имеет общения с Горним миром, он не приспособлен к жительству там, не умеет молиться, а молитва – это общение с Богом, не приспособлен жить по заповедям Божиим. Господь готов его принять, а этот человек не готов, ему хочется поступать так, как он привык. Его можно сравнить с человеком, не адаптированным к человеческому обществу, приглашённым на светский приём, а ему хочется «встать на четвереньки», убежать куда-нибудь. Поэтому человеку необходимо адаптироваться для жизни в Царстве Небесном. Как ему необходимо социализироваться для жизни в человеческом обществе, так для Царства Небесного необходимо обожиться: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного.» (Мф. 19: 12).

-2

Подобно тому, как ребёнок рождается в мир, то при крещении ребёнок рождается свыше, в Церкви, получает Духа Святого при крещении: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» (Ин. 3: 3). Жизнь христианина – это жизнь Духа, и человек постепенно, возрастает в Духе, если живёт по заповедям Божиим, находится в единстве с Церковью, Небесной (Торжествующей) и Земной (Воинствующей), которая есть единая Церковь Христова, учится молитве, посредством с которой общается с Богом: «доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4: 13-14). Подобно тому как родители воспитывают ребёнка, то Бог, как любящий Отец, а Церковь, как мать, воспитывают ребёнка для Царства Небесного. «Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву» (Псалом 71: 1). Если же человек живёт, только плотскими страстями мира сего, не имея общения с Горним миром, то он может быть не готов к жизни в Царстве Небесном. Он живёт в мире сём, где господствуют плотские страсти, и тем самым подпадает под власть князя мира сего и духов злобы поднебесной. А Господь сравнивает их со зверями: со змеями, волками, скимнами, львами. Сатана представляется в образе дракона. Антихрист также называется зверем: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.» (Откр. 13: 2). Жизнь в городах также сравнивается с жизнью в джунглях, города называются «каменными джунглями», где действует закон выживания, как в дикой природе, ведётся борьба «за место под солнцем». Человек, живущий страстями мира сего, также борется за «место под солнцем», хочет построить карьеру, заработать миллионы и др. «Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.» (Иуда 1: 18-19). Значит, если мы так живём по плотским страстям, то подпадаем под власть зверей, духов злобы поднебесной, которым суд написан, и они хотят погубить людей, внушая им, что Бога нет, и надо брать от этой жизни всё, не думая о соблюдении заповедей Божиих, о других людях: «По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1-е Кор. 15: 32). Человек таким образом, уподобляется несмысленным животным: «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.» (Псалом 48: 13-14). «С волками жить - по-волчьи выть!» «Фауст» И. Гёте. Человек же создан для большего, он создан быть сыном Божиим: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.» (Псалом 81: 6-7). Вот почему все скорби, неудачи в мире сём, надо принимать с благодарностью Богу, который скорбями пытается оторвать человека от земли, обратить его к Себе, чтобы спасти его душу. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.» (Откр. 3: 19).

-3

Человек, который готовится для жизни в Царствие Небесном, не думает о выживании здесь, о первенстве здесь, в этой жизни, но подражая Христу, ищет как услужить всем: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 25-28). Если в мире люди ищут почёта и уважения, то Господь напротив говорит, желающим найти Царствие Божие: «итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 4). Как в сказке «Золушка» Ш. Перро: Золушка служила всем и стала королевой, а её сёстры и мачеха, которые командовали ей, остались ни с чем. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» А.С. Пушкин. Если мир призывает «бороться за место под солнцем», бороться за себя, уметь ответить, дар отпор, то Господь говорит: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16). «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Человек мира сего хочет приобрести как можно больше земных благ себе, верующий не поступает эгоистично, но готов отдавать, зная, что он больше приобретает, чем теряет, потому что он приобретает сокровища на небесах таким образом: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф. 6: 19-21). И хоть внешне люди мира сего кажутся сильнее, сыны Царствия мудрее и приобретают больше. Как в сказке «Мужик и медведь: «Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю. — Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. — Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: — Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. — Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.» Таким образом, мужик мудростью приобрёл больше, хотя для медведя казалось, что вершки, лучше, чем корешки. Также и земные блага – это те же «вершки», а Небесные – «корешки», которые намного более нужны душе человека. Заметьте в этой сказке для выражения глупости и силы используется – зверь, а для выражения мудрости – человек; «блаженнее давать, нежели принимать». (Деян: 20: 35).

-4

Человек, уже подготовленный для жизни в Царстве Небесном, может даже смерти не бояться, потому что он рождается в жизнь вечную. Господь Иисус Христос умер на кресте, но знал, что воскреснет, также и христиане. Никакие внешние обстоятельства, ни унижения, ни поругания, ни страдания, ни какие страсти «мира сего» не смогли сломить Христа. И даже смерть и ад не удержали Его, Он воскрес, так как имел в Себе жизнь. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5: 26). Также и верующий может не бояться смерти, зная, что у него впереди Воскресение и жизнь вечная: «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» (Ин. 11: 25-26). Бог видит, когда человек созревает для Царства Небесного и забирает его. Христиане призваны приносить добрый плод, а если человек не приносит доброго плода, живёт в мире сём эгоистично, по собственным страстям, он может быть не готов для Царства Небесного, чтобы войти туда: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нём плевелы»? Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их»? Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».» (Мф. 13: 24-30).

Когда человек не с детства приходит в Церковь, а во взрослом возрасте обращается к Богу от своих грехов, от жизни мира сего, то ему приходится преодолевать множество искушений, бороться со своими страстями, как с дикими зверями. Потому что те грехи, которыми он грешил, те страсти, бесы, которым он служил, мучают его, и требуется время, чтобы эти страсти победить, и освободится от них. Подобно тому, как у человека который долго сидел во тьме, когда он выходит на свет, болят глаза, то обращающийся от греха к Богу, должен претерпевать различные искушения, которые бывают во время молитвы, например. Примером такой борьбы может быть для нас Мария Египетская, которая была блудницей, но принеся плод покаяния, стала великой святой. Она ушла в пустыню и боролась там с искушениями, переживала все тяготы и лишения. Когда на Марию нападало желание вернуться к прежним грехам, она зарывалась в песок и стояла там долгое время. После долгой борьбы со страстями, она стала великой святой и умела ходить по воде и в час моления на несколько сантиметров отрывалась от земли. Её пример показателен для нас всех. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его.» (Мф. 11: 12). Не важно в каком возрасте человек обратился к Богу, надо готовиться, адаптировать себя для жизни в Царстве Небесном, молиться, поучаться в Слове Божием, соблюдать заповеди Его, соблюдать посты. Если человек не соблюдает посты, то тело тяжелеет от чрезмерного количества пищи, ему требуется много сна, и человек не может думать о духовном, при молитве ум рассеивается. Благодаря постам, молитве, плоть истончается, мы становимся ближе к миру Горнему. Пост, воздержание в пище, в питие очень полезен для души, помогает молитве и является мощным оружием против бесов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф. 17: 21). «Аз же, внегда́ они́ стужа́ху ми, облача́хся во вре́тище, и смиря́х посто́м ду́шу мою́, и моли́тва моя́ в не́дро мое́ возврати́тся.» (Псалом 34: 13). Обратиться к Богу, можно в любой момент жизни, и Господь может принять, как он принял тех, кто пришёл в одиннадцатый час, как принял разбойника, покаявшегося на кресте. Надо всегда помнить: «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим. 9: 16). Но всё-таки тянуть с обращением к Богу не надо, потому что мы не знаем ни дня ни часа, своей смерти и Страшного Суда, да и можем быть не готовы к этому. А когда человек готовится то он может сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.» (2-е Тим. 4: 7-8).

-5

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4: 2).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!