Найти в Дзене
ВТБ Страна

Лирика, романтика и реализм в русском пейзаже на примере работ с выставки «Преображенная природа»

Само название выставки Русского музея — «Преображенная природа» — намекает на своеобычность русского реализма. Мы говорим именно о реализме, потому что это наш главный «большой стиль»: выставка русского пейзажа, как и, например, школьная программа по литературе, репрезентует именно его.

«Сумерки. Луна», Исаак Левитан, 1899 год
«Сумерки. Луна», Исаак Левитан, 1899 год

Общих впечатлений от русского пейзажа несколько. Во-первых, палитра сезонов: у нас с особой нежностью относятся к осени и весне. Если весна — то саврасовская, если осень — то левитановская. Со свежестью талого снега или стылыми сумерками. Во-вторых, ощущение невыдуманного широкого пространства. Нет, конечно, простор и стихия — общая тема, особенно любимая романтиками. У Каспара Давида Фридриха просторы получались захватывающими. Но простор романтизма скорее фантастический, это пространство умозрительное, мистическое. Пейзажная форма в этом контексте должна раскрывать состояние лирического героя картины — у романтиков это душевные метания. То есть формально пейзаж есть, но художник не относится к нему как к самостоятельной ценности. Он очарован стихией, но не видит смысла в следовании натуре — так занят своими переживаниями, и стихия живет скорее в его голове.

«Крым. Гурзуф», Константин Коровин, 1917 год
«Крым. Гурзуф», Константин Коровин, 1917 год

Привычный нам русский пейзаж все же о другом. Его отличает интонация, спокойно-реалистическое ощущение шири, далей — что объяснимо, ведь у нас много такой натуры. Отсюда созерцательность, которая так мила нашему зрителю. Кроме сезонов нам повезло с широтностью пейзажей. Россия считается северной страной, но у одного только Константина Коровина есть строгие северные пейзажи (в которых манера художника неузнаваема) и солнечные крымские вещи. Посмотрим на несколько работ с выставки в Русском, чтобы найти романтизм и реализм, лирическое и натуралистическое в русском пейзаже.

«Закат над болотом», Алексей Саврасов, 1871 год
«Закат над болотом», Алексей Саврасов, 1871 год

Наверное, самое «русское», лирически-реалистическое в пейзаже — максимальная простота. Далекий плоский горизонт, бездорожье и ощущение, что вокруг больше нет никого. До горизонта и, возможно, даже за ним. Примерно такое впечатление от «Заката над болотом» (1871) Алексея Саврасова. Это жемчужина собрания ГРМ: простейшая композиция и перекатывающиеся цвета. В отличие от экспрессивных закатов Архипа Куинджи здесь нет пламенеющей широкой полосы на горизонте, горящего, полубезумного солнца. Клюквенно-абрикосовый свет укромно укутан в мягкие облака, при этом небо не выглядит тяжёлым, облака многослойные и открывают золотисто-бирюзовое небо. Болото тоже не кажется пугающим, отражения света на воде дают изящную рифму, кочки с небрежной травой обозначают перспективу. Здесь нет порывов ветра, восставшей стихии или страха перед простором — это дали, которые не угрожают человеку, хотя и кажутся необжитыми. Так пишут нечто близкое и знакомое — от живописи Саврасова обычно именно такое впечатление. Такие же по композиции, но чуть другие по настроению «Облачное небо. Сумерки» (1893) Левитана и «Облако» (1860-е) Ивана Шишкина.

«Крым», Иосиф Крачковский, 1907 год
«Крым», Иосиф Крачковский, 1907 год

Несколько иначе русские художники обычно видят море. На выставке в Корпусе Бенуа водной стихии посвящен отдельный раздел, и он куда более драматичен, даже напряжен. Морской простор, очевидно, как более экзотический, у нас часто пишут с восторгом и пиететом. Посмотрите, например, на «Крым» (1907) Иосифа Крачковского. Тут и сложный гористый рельеф берега, и дымка, послойно застилающая горы ближе к горизонту, — и дающая пейзажу мечтательный «итальянский» характер. Наконец, вода — масса, очевидно впечатлившая художника, ведь он искал эту точку, чтобы написать море именно так. Зритель должен осознать масштаб: вот горы, дальше — еще горы, но они меньше этой огромной воды. Дороги, тонкие дымящие трубы, вообще присутствие человека тут подчеркнуто робкое.

«Закат над сосновым лесом», Архип Куинджи, 1900-е
«Закат над сосновым лесом», Архип Куинджи, 1900-е

Больше романтического надрыва в стихии Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи. Причем у первого это обычно буйство — подвижная, опасная и прекрасная вода, а второй нагнетает драму не динамикой формы, а цветом и светом. Посмотрите на его «Закат над сосновым лесом» (1900-е) — это живопись впечатленного человека, будто со «спецэффектами». Кажется, что он как фотограф, сделавший фото, на котором цвет не оправдал ожиданий и оказался беднее, чем видел автор, уже фильтрами «вытягивает» картинку в нереальный колорит. Нереально — это вообще про Куинджи, но не в негативном смысле. Его контрасты и спецэффекты часто на грани и, наверное, этим и хороши. Посмотрите еще одну насыщенную вещь — «Эффект заката» (1900-е), тоже эффектную вещь, обычно про такие виды говорят: «Ух!»

«Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово», Сильвестр Щедрин, 1829 год
«Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово», Сильвестр Щедрин, 1829 год

Есть на выставке и вещи, которые к русскому пейзажу можно отнести условно — настолько они следуют европейской романтической традиции. Не в смысле контрастов, которых достаточно и у Куинджи, а по характеру и предметам изображения. Посмотрите на «Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово» (1829) Сильвестра Щедрина или «Александровскую колонну в грозу» (1834) Василия Раева. Это, с одной стороны, очень академические вещи (Щедрин, например, был профессором Академии во втором поколении), с другой — отчетливо «импортные» по стилю.

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов, 1833 год
«Последний день Помпеи», Карл Брюллов, 1833 год

Что объяснимо, все же речь про первую половину XIX века, когда русский реализм в привычном нам виде еще не оформился. Это сейчас стиль Саврасова и Левитана кажется само собой разумеющимся, а в первой половине позапрошлого века гремел «Последний день Помпеи» (1933) Карла Брюллова. Ослепительная, масштабная, эта работа тем не менее не считывается как русская, как, впрочем, и женщины в живописи Брюллова все до одной похожи на итальянок.

«Александровская колонна в грозу», Василий Раев, 1834 год
«Александровская колонна в грозу», Василий Раев, 1834 год

Возвращаясь к нашим пейзажам: гроза с молнией в почерневшем небе над Дворцовой площадью в исполнении Раева похожа на иллюстрацию к пушкинскому «Медному всаднику». Здесь обозначена знакомая доминанта — колонна с резко очерченным ангелом — и заданы полуфантастические условия. Черное небо, мятежные облака, утонувший во тьме Зимний дворец, будто наползающая на ангела из левого верхнего угла туча и страшные, разрывные молнии. Погода в Петербурге, конечно, часто невеселая, но до таких ужасов не доходит. Оцените, как Раев нагнетает драматизм: единственный свет здесь — от молнии, которая погаснет через наносекунду, и получается, чернота слева поглотит ангела на колонне. Этот вибрирующий свет и мятежность противоположны созерцательности пейзажей второй половины XIX века. Даже если отвлечься от того, что Саврасов писал, условно, болото, а Раев — город, архитектуру, в их вещах разное чувство неба. Небо романтиков — огромное и страшное, наэлектризованное, небо реалистов — спокойно дышащее, умытое дождем и приютившее радугу. Это разное видение, можно спорить, какое из них в рамках русского пейзажа больше оправданно — но хорошо, что в Русском музее их можно увидеть рядом.

В итоге выставка «Преображенная природа» обозначает совсем разные контексты. Воспринимать ее как нечто целое непросто — да и незачем. Это путешествие по нашей стране — во всем ее многообразии: по болотам, горам, полям и лугам, северам и югам, стилям и жанрам. И именно в этом ее главная прелесть.

Выставка «Преображенная природа», генеральным спонсором которой выступил банк ВТБ, посвящена отображению в живописных произведениях российских мастеров наиболее впечатляющих и ярких природных явлений. В экспозицию вошли живописные работы художников XIX–XX веков из собрания Русского музея. Выставка будет открыта до 21 июня 2021 года.