Как и обещал два дня назад, рассказываю окончание истории, начавшейся зимней ночью на дороге М9 «Балтия». Тогда сотрудники 11-го ОБ ДПС Подмосковья пытались обвинить меня в выезде на встречную полосу через сплошную линию разметки. Однако мне удалось доказать свою невиновность и отстоять собственные права.
Вкратце напомню суть произошедшего. Поздним декабрьским вечером я возвращался в Москву из Псковской области. Между Шаховской и Волоколамском на двухполосной дороге (1+1) отличного покрытия с очень широкими и прекрасно асфальтированными обочинами я обогнал (точнее, опередил) иностранный грузовик, который специально для этого включил правый указатель поворота и сместился на обочину. Но вскоре меня остановили спрятавшиеся за остановочным павильоном инспектора ДПС и обвинили в выезде на встречку. Сразу после меня они остановили жителя Калининградской области Юрия, который ехал за мной и также обогнал сместившуюся вправо грузовую машину. Я записал его в свидетели и оставил ему свой телефон.
Юрий ехал в Самару и задерживаться в Подмосковье не мог, а я на следующее утро взял фотоаппарат и рулетку и поехал на место нарушения — сделать необходимые замеры и произвести фотосъемку.
Как я и предполагал, ширина одной полосы вместе с асфальтированной обочиной оказалась о-о-очень большой — 5,5 м! Так что для обгона грузовика мне вовсе не надо было выезжать на встречку, что и подтвердил проведенный мною тут же «следственный эксперимент»: я поставил свою машину на обочину и стал фотографировать, как ее объезжают грузовики. И ни один из них сплошной линии разметки даже не коснулся. И это при том, что за ночь навалило много снега, и расчищенная обочина стала существенно меньше, чем она была ночью, когда снег только начался.
После этого я встретился с комбатом-11 и изложил ему свои доводы по поводу вменяемого мне нарушения. Комбат оказался человеком вменяемым (извините за тавтологию) и, увидев, что в моем протоколе вписан свидетель, сказал, что закроет это дело, если тот подтвердит мои слова письменно. Я пояснил, что человек этот не местный и в МО его сейчас нет, но он может написать все это позже. Комбат сказал, что в этом случае сделать ничего, к сожалению, не может. Тогда я показал ему только что сделанные фотографии, на которых видно, что объезжающие мою машину грузовики не выезжают на встречку, и он закрыл это дело — за отсутствием в моих действиях состава административного правонарушения.
Где-то через пару месяцев мне позвонил Юрий и сказал, что материалы о совершенном их нарушении переслали по месту его жительства в город Неман, и теперь он готовится ко встрече с мировым судьей. Что, мол, делать, как защищаться? Я рассказал, чем закончилось мое дело, и дал некоторые советы.
На первом заседании судья сказал, что он ему не верит, но поверит документам — фотографиям, постановлению о прекращении моего дела… Юра снова звонит мне и просит прислать эти документы (хотя бы в виде копий) электронной почтой. Я отсканировал и прислал. Но судья остался копиями недоволен, а потребовал оригиналы. Заседание назначил через два дня. Как быть? Почта будет идти туда не меньше десяти дней! И тогда я решил переправить оригиналы документов и вместе с ними номер газеты «За рулем» с уже вышедшей статьей по моему случаю через проводника калининградского поезда.
На следующий день Юра получил их и показал судье. Но теперь тот заявил, что это для него ничего не значит и он будет сам рассматривать дело без учета присланных документов.
Тогда Юрий подал ходатайство о вызове в суд в качестве свидетеля меня и тех двух гаишников, которые составили протокол. Однако судья отклонил это ходатайство с очень интересной формулировкой, которая заслуживает того, чтобы войти в учебники юриспруденции: «ввиду удаленности проживания свидетелей от места рассмотрения дела». Как будто бы в нормативно-правовых документах имеется такая четко зафиксированная «норма удаленности»: до стольких-то километров можно вызывать, а если свыше — то уже нельзя!
В общем, ходатайство было отклонено, документы с оригинальными печатями проигнорированы, а фотографии оставлены без внимания. Судью даже не смутил факт исправлений в гаишном экземпляре протокола! В итоге такого оригинального судопроизводства Юрий был лишен прав на четыре месяца. Мировой судья оставил без внимания тот факт, что у лишенца на иждивении четверо детей, а водительские права — единственный способ как-то прокормить их в эксклавной области. И что никаких подтверждений вины водителя нет, но с лихвой доказательств того, что он ничего не нарушил.
Зато федеральный судья Неманского городского суда, которому попала жалоба Юрия на постановление мирового суда, отнесся к своим обязанностям не формально, а так, как и должен действовать представитель государства, поставленный от его имени вершить судьбы других людей. Он тщательно исследовал все материалы дела, удостоверился в том, что ширина проезжей части вполне позволяла совершить обгон без выезда на встречную полосу, а инспектора ДПС с расстояния в 2,5 км никак не могли видеть темной ночью под падающим мокрым снегом пересечения сплошной линии разметки, которая к тому же была занесена снегом. Кроме того, он не поленился изучить постановление комбата-11 о прекращении моего дела по такому же нарушению и даже прочитать статью в «ГЗР», на которую потом неоднократно сослался своем решении. Не ускользнул от внимания судьи и тот факт, что Юрий просил гаишников остановить обогнанный им грузовик, чтоб его водитель подтвердил, выезжал Юрий на встречку или нет. Но они не стали этого делать — ведь водитель грузовика наверняка сказал бы, что он специально сдвинулся вправо, чтобы дать обогнать себя без нарушения ПДД. А это не в их интересах.
Не понравилось судье и то, что инспектора ДПС сразу на месте не ознакомили водителя со схемой допущенного им нарушения. А факт исправления в первом экземпляре протокола, совершенный явно не водителем, поставил под еще бóльшие сомнения все то, что написали в нем дэпээсники.
Судья пришел к выводу, что в действияx Юрия oтcyтcтвyeт cocтaв aдминиcтpaтивнoгo npaвoнapyшeния, npeдycмoтpeнного cт. l2.15 ч. 4 KoAП PФ, и пpоизводство по дaнномy дeлy подлежит прекращению зa oтcyтcтвиeм co6ытия пpaвoнapyшeния.
В итоге судья решил: постановления мирового судьи Неманского судебного участка в отношении Юрия отменить, производство по делу прекратить.
В общем, справедливость все же восторжествовала. И это лишний повод, если вы на самом деле ничего не нарушили, бороться до конца всеми законными способами. И не стоит забывать о водительской взаимопомощи и солидарности. Сегодня вы помогли кому-то, а завтра помогут и вам.