Найти тему
Фондовый Капитал

Мировая экономика может остановиться

Оглавление

Год назад, когда пандемия угрожала одной стране за другой, потребители в панике покупали товары первой необходимости. Теперь пришло время запасаться компаниям.

Источник: Getty Images
Источник: Getty Images

Весь спектр производства, от фольги до автомобилей, покупает больше, чем нужно, чтобы успеть сделать запасы и успеть за спросом, который нарастает с бешенной скоростью. Это безумие толкает цепочки поставок на грань остановки.

Дефицит, сложности с логистикой и скачки цен вызывают опасения, что перегретая мировая экономика будет способствовать инфляции.

Медь, железная руда и сталь. Кукуруза, кофе, пшеница и соя. Пиломатериалы, полупроводники, пластик и картон для упаковки. Кажется, что в мире мало всего этого. «Вы называете что-то из этого списка, и оказывается, что этого уже не хватает», - сказал Том Линебарджер, председатель и главный исполнительный директор производителя двигателей и генераторов Cummins Inc.

Клиенты «пытаются получить все, что могут, потому что видят высокий спрос», - сказала Дженнифер Рамси, президент компании из Колумбуса, штат Индиана. «Они полагают, что это продлится до следующего года».

Компании так или иначе сталкиваются с проблемой достаточности. Bloomberg приводит такие примеры:

Girteka Logistics, имеющая крупнейший в Европе парк грузовых автомобилей, заявляет, что найти достаточно грузовых машин было нелегко. Корпорация Monster Beverage из Калифорнии имеет дело с нехваткой алюминиевых банок. Гонконгская компания MOMAX Technology Ltd. откладывает производство нового продукта из-за нехватки полупроводников.

Ситуацию усугубляет и постоянно растущий список бедствий, которые сотрясали сырьевые рынки в последние месяцы. Необычная авария в Суэцком канале сказалась на судоходстве в марте. Засуха в ряде стран нанесла ущерб сельскохозяйственным культурам. В феврале в США из-за массового отключения электроэнергии были остановлены электрические и нефтехимические предприятия.

Теперь массовая вспышка COVID-19 в Индии угрожает торговому сообщению со страной.

О чем говорит Индекс менеджеров по логистике

Аналитики Bloomberg обращают внимание на малоизвестный индикатор, известный как Индекс менеджеров по логистике. Он основан на ежемесячном опросе руководителей компаний, отвечающих за корпоративные поставки.

Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg

В расчете индекса три показателя: затраты на транспорт, складирование и фактические запасы. Сейчас этот индекс находится почти у максимальных значений, которые были показаны в 2016 году. В прошлом индекс был невероятно точен и показывал правильную расстановку сил в 90% случаев.

Эксперты отмечают смену парадигмы. Если раньше главное в этих трех показателях было обеспечение низкой стоимости и надежности, то с переходом на электронную коммерцию все изменилось.

Теперь склады переехали в центр города или на свободные площади универмагов, что позволяет максимально быстро обеспечить доставку. Все это приводит к повышению цен, так как растут ставки на аренду и коммунальные услуги.

Инфляция набирает обороты

Эксперты все активнее предупреждают о неизбежном ускорении инфляции. Угроз было достаточно, чтобы сотрясать мировые столицы, центральные банки, фабрики и супермаркеты.

Почитать по теме:
Инфляция угрожает фондовым рынкам. Стоил ли беспокоиться трейдерам?

Транснациональные компании с цифровыми системами управления поставками и группами людей, которые их контролируют, просто пытаются хоть как-то справиться со сложностями.

Генеральный директор Whirlpool Corp. Марк Битцер заявил Bloomberg Television в этом месяце, что ее цепочка поставок «в значительной степени перевернута», и производитель бытовой техники постепенно увеличивает цены.

Обычно Whirlpool и другие крупные производители производят товары на основе поступающих заказов и прогнозов этих продаж. Теперь производство зависит от того, какие запчасти есть в наличии.

Битцер отмечает, что не верит разговорам о временном всплеске. По его словам, сложная во всех отношениях ситуация с товарами держит всех в напряжении уже долгое время, и пока ничего не указывает на ее разрешение.

Товары ушли в пике

Источник: Getty Images
Источник: Getty Images

Цены на пиломатериалы, медь, железную руду и сталь резко выросли в последние месяцы, поскольку поставки сокращаются из-за увеличения спроса со стороны США и Китая, двух крупнейших экономик мира.

Нефть также растет, как и цены на промышленные материалы от пластмасс до резины и химикатов. Некоторые из них уже поступают на полки магазинов. Reynolds Consumer Products Inc. , производитель одноименной алюминиевой фольги и мешков для мусора Hefty, планирует еще один раунд повышения цен - уже третий в 2021 году.

Растут и расходы на питание. Наиболее потребляемое в мире, пальмовое масло за последний год подскочило более чем на 135% до рекордного уровня. Соевые бобы впервые с 2012 года превысили 16 долларов за бушель. Фьючерсы на кукурузу достигли восьмилетнего максимума, а фьючерсы на пшеницу - самого высокого уровня с 2013 года.

Ранее в этом месяце индекс Bloomberg Commodity Spot Index достиг самого высокого уровня с 2011 года.

Почему ситуация не может нормализоваться?

Источник: Getty Images
Источник: Getty Images

Одна из причин ралли - экономика двух ведущих стран, США и Китая, восстанавливается быстрее, чем большинство других. В части последних до сих пор сохраняются серьезные ограничения из-за коронавируса.

Особенно остро на мировой торговле сказывают ограничения в производственном центре Восточной Азии. Нехватка полупроводников уже распространилась из автомобильного сектора на очень сложные азиатские цепочки поставок смартфонов.

По словам Винсента Цуй из Gavekal Research, вместо того, чтобы оказаться кратковременным нарушением, кризис в области полупроводников угрожает всему электронному сектору в целом и может начать оказывать давление на высокопроизводительные экспортные экономики Азии.

В то же время между заводами и потребителями полным ходом идут корабли, грузовики и поезда, которые перемещают детали в рамках глобального производственного процесса и готовую продукцию на рынок. Контейнеровозы работают на полную мощность, поднимая ставки морских грузов до рекордно высоких уровней и забивая порты.

Экономист HSBC по торговле Шанелла Раджанаягам считает, что рост тарифов на контейнерные перевозки за последний год может поднять цены производителей в зоне евро на целых 2 процента. Повышены также тарифы на железнодорожные и автомобильные перевозки.

«Большинство видов грузовых перевозок имеют ценовую силу. Несбалансированность спроса и предложения способствует поддержанию высоких ставок. Это создает нагрузку на сети, увеличивает количество узких мест в цепочках поставок и ограничивает возможности».
Ли Класкоу, старший аналитик Bloomberg Intelligence