Майор Роял Пэдж Дэвидсон был наверно главным популяризатором и организатором войны моторов, начиная с 1898 года он разрабатывал и показывал военным и публике различные боевые машины. В 1915 году вместе с кадетами Северо-Западной академии он показал механизированное подразделение, в которое входил бронеавтомобиль на шасси Кадиллак тип 51 - Davidson-Cadillac Armored Car М.1915.
Armored Machine Gun Car/Davidson-Cadillac 1915 Armored Car/Davidson-Cadillac Armored Car М.1915/Бронированный автомобиль Дэвидсон-Кадиллак образца 1915-го года.
Страна: США
Производитель: Шасси Cadillac Automobile Company; Бронирование: Northwestern Military and Naval Academy (NMNA) - Highland Park, Illinois
Год выпуска: 1915
Кол-во выпущенных: 1
Шасси: Cadillac typ 51
Двигатель: V8, ДВС, 70 л.с., 5150см3
Бронирование: 4-5 мм
Вооружение: 1хColt M1895 .30 caliber machine gun
Боевая масса: 3,5-4 тн
Экипаж: 3-4
Майор Роял Пэдж Дэвидсон (Royal P. Davidson) стал известен в 1898 году, когда одним из первых в мире предложил построить на шасси трицикла с мотором боевую машину, установив пулемет на дорожную машину. В 1899-м году Дэвидсон установил пулемёт на легкое транспортное средство с четырьмя колесами. Главной идеей Дэвидсона было не изобретение конструкции, какой-то боевой машины, а создание основ боевого применения механизированных войск. Для убеждения "железобетонных" голов своих коллег военных Ройял Дэвидсон создавал небольшие подразделения, на примере которых показывал тактические возможности предложенной им техники. Уже в 1900 году он предложил создать Пулеметную батарею - Davidson Auto Battery Armored Car. Вместе к кадетами Дэвидсон в рамках программы обучения сформировал патруль из двух бронированных носителей оружия и посаженной на велосипеды группы сопровождения. Чарльз Дэвидсон хотел показать тактические возможности такой мобильной группы в рамках боя.
Для 1900 года идеи офицера были слишком новы и радикальны. За 10 лет с 1900 по 1910-й появились новые средства вооруженной борьбы, порохом ещё не пахло, но обстановка накалялась, и не только в Европе, от которой Америка планировала дистанцироваться, но и рядом в Латинской Америке вообще, и в Мексике в частности. В 1909-1910 годах Роял Пэдж Дэвидсон вместе с курсантами показал мобильный зенитный комплекс для борьбы с аэростатами и дирижаблями - Davidson-Cadillac Military Academy Balloon Destroyer. Роял Дэвидсон конвертировал два гражданских Кадиллака в зенитные машины, вооруженные сразу двумя пулеметами Кольт ( Colt M1895 .30 caliber machine gun). В 1910 году для показа возможностей этой техники машины заявили в гонке Глидден-тур из Кливленда в Чикаго через Миссисиппи и Техас. До финиша доехало только 9 из 38 машин, причем среди них были обе машины Дэвидсон-Кадиллак с экипажами из кадетов училища.
Критически относясь к конструкции машин Дэвидсона, следует принимать во внимание, что он и ставил перед собой задачу создать боевую машину с высокими ТТХ. Майор, а позднее уже полковник, Дэвидсон, кроме подготовки современных военных кадров, рассчитывал отработать тактические приемы, разобраться в возможностях моторизованной военной техники, показать эти возможности командованию армией. Если в ходе тактических учений станет понятно, что создание боевой части с колесными скорострельными зенитками имеет смысл, тогда и началось бы настоящее проектирование, а если нет - много денег на это не потратили, да и кадеты чему-то научились. Но пятая боевая машина, созданная в Northwestern Military and Naval Academy, уже была гораздо ближе к настоящей боевой машине, чем все предыдущие прототипы. Полноценный броневик на шасси 8-ми цилиндрового легкового автомобиля Кадиллак тип 51 был создан в 1915 году, когда уже было достаточно много информации с Европейского театра военных действий и можно было по крайне мере избежать самых глупых ошибок. Созданный кадетами броневик, который в литераторе называется Davidson-Cadillac Armored Car М.1915 или просто Davidson-Cadillac, был создан с оглядкой на броневики Минерва и Роллс-Ройс.
Построенный весной 1915 года на шасси Кадиллак майором Роялем Пейджем Дэвидсоном и 30 кадетами Северо-Западной военно-морской академии (Northwestern Military and Naval Academy) в городе Хайленд-Парк штата Иллинойс, броневик так же был тактическим демонстратором боевого подразделения бронированных автомобилей. Ещё в 1909-м году Дэвидсон наладил отношения с фирмой Кадиллак. В 1915 году Кадиллак только ввел в производственную программу автомобиль с V-образным 8-ми цилиндровым двигателем. V-образный двигатель был спроектирован с углом развала 90 грд, мощностью 70 л.с. при 2400 об/мин и моментом 240 Нм, автомобиль серии 51 с таким двигателем достигал скорости 105 км/час. Компоновка была типа L-head ( (нижнеклапанные двигатели, из-за характерной формы рабочей области цилиндра, похожей в профиле на L) с механизмом газораспределения, расположенным параллельно с цилиндрами. Сегодня такой механизм чаще называется SV – Side Valve - клапан сбоку. На базе серии 51 был создан и серийно выпускался армейский автомобиль серии 57. Конструктором броневика был 19-ти летний старший кадет Кон (M.L. "Budd" Cohn).
Использование V-образного двигателя позволяло сделать машину компактной, сохранив при этом динамические характеристики шасси. Бронирование было сделано по варианту бельгийских броневиков Минерва с открытым верхом и станковым пулеметом Кольт за бронированным щитком, который мог вести огонь в любом направлении. Полностью бронированный моторный отсек имел открывающиеся с места водителя дверки защиты радиатора. Сзади по примеру Минерв был оборудован небольшой грузовой отсек. Колеса имели металлические диски. Самым оригинальным элементом бронирования была небольшая командирская башенка-рубка, слева по ходу движения с полукруглой крышей, справа находилось место водителя.
Кроме броневика с академии были построены разведывательная машина для визуальной и инструментальной разведки, две машины для радиосвязи, передвижная кухня с электроплитой, санитарная машина с рентгеновской установкой и операционным столом, интендантская машина и один из старых "зенитных" Кадиллаков. Вся техника была сведена в учебно-демонстрационную "автоколонну полковника Дэвидсона". С 20 февраля по 4 декабря 1915-го года в Сан-Франциско проводилась гигантская Панамская Тихоокеанская Международная Выставка (Panama Pacific International Exposition). Командование академии решило в рамках выставки показать возможности техники и организовало рейд из Хайленд-Парк штата Иллинойс в Сан-Франциско. Пробег должен был показать единство Америки не только по морю, но и по суше. Колонна стартовала из Чикаго 10 июля 1915 года.
Панамо-Тихоокеанская международная выставка (Panama–Pacific International Exposition, PPIE) — международная выставка, проходила практически целый год в Сан-Франциско в 1915 году, в честь завершения строительства Панамского канала, и должна была символизировать величие и мощь Америки от океана до океана. Панамский канал наконец связал оба побережья коротким маршрутом. На площадки в 2,6 км² кроме современных экспонатов, демонстрировались и реликвии паровоз Хантингтона, — самый первый локомотив железной дороги Соузерн Пасифик, Колокол Свободы, работала телефонная линия до Нью-Йорка с трансляцией шума Тихого океана. Вокруг выставочного комплекса были проведены автомобильные соревнования Гран-при Америки и Кубок Вандербильта. С выставкой все бы было хорошо, если бы не время, когда она проводилась, Европе в 1915-м году было не до выставок, в итоге организаторы, несмотря на все усилия, понесли серьезные убытки.
34-дневный пробег фактически от одного берега Соединенных штатов до другого должен был не только показать возможности боевых машин, но и проверить достигнутый промышленности технический уровень и внутреннюю инфраструктуру самого государство, по состоянию дорог тогда не сильно отличавшуюся от дорожной инфраструктуры в России того времени, с поправкой на климат. Из восьми машин пять были на шасси восьмицилиндровых Кадиллаков. Разведывательная машина была оборудованы приборами для картографирования местности и дальномерами. Машины связи были оснащены радиостанциями и генераторами на 110 Вольт, на одной из машин связи был установлен прожектор для ночной стрельбы, с возможностями использования как гелиограф. Полевая кухня и госпиталь имели удлиненное шасси. Применение электроплиты подразумевало отсутствие демаскирующего пламени.
Американцы не были бы собой, если бы этот учебно-демонстрационный рейд не был окрашен в маркетингово-патриотические цвета - военная колонна официально была конвоем для "Колокола свободы" (Liberty Bell)- 943 килограммового филадельфийского колокола, одного из главных символов американской борьбы за независимость, именно его звон созвал жителей города на оглашение 8 июля 1776 года Декларации независимости. "Колокол свободы" должен был демонстрироваться в рамках Пан-американской выставки. Благодаря этому "военный конвой" активно описывался в прессе и за его перемещением по стране внимательно следили.
В ходе пробега все машины дошли до Сан-Франциско, где получили свои "пятнадцать минут славы". Видимо 34-х дневный рейд прилично измотал и команду и материальную часть "колонны полковника Дэвидсона", потому что обратно в Иллинойс машины отправили по железной дороге. Хотя и это было обыграно, демонстрировалась возможность быстрой переброски военной техники по железной дороге и опять же связность частей страны и таких образом.
Несмотря на успешное преодоление американского бездорожья от "моря до моря", бронированная машина своего развития не получила. Но для фирмы Кадиллак этот пробег с точки зрения продаж был успешным. На базе восьмицилиндровых машин тип 51, кроме стандартного армейского автомобиля тип 57, выпускалась большая номенклатура шасси и специальных машин. Сам броневик активно использовался в учебных целях еще несколько лет. Реклама сделало свое дело, броневик Дэвидсон-Кадиллак стал узнаваемым образом.
Бронированный автомобиль Davidson-Cadillac Armored Car М.1915 не получил своего развития в Армии США. Но конструктивно это была очень неплохая машина и она могла бы стать отличным броневиком: мощный двигатель, прочная рама, компактная компоновка, разумное вооружение, рациональное бронирование, низкий профиль. Чем не отличный бронеавтомобиль для разведки и сопровождения конвоев. Но "демонстратор технологий", потому и "демонстратор", что на его базе идеи только проверяют, а в производство идут другие машины.
Другие статьи о машинах Дэвидсона:
О пулеметной трехколеске 1898 года: 3.1. Davidson-Duryea Light 3-Wheeled Car - Пулемет на колесах
О пулеметной четырехколеске 1900 года: 3.2. Davidson-Duryea Light 4-Wheeled Car - Пулемет становится на четыре колеса.
О Пулеметной батарее на электромобилях в 1900: 3.3. Davidson Auto Battery Armored Car - Первое тактическое боевое звено
О первой ЗПУ в 1909-м году: 3.8. Davidson-Cadillac Military Academy Balloon Destroyer. 1909. Попытка не пытка. Снова Майор Давидсон.
О военном варианте Cadillac typ 57: Тактический транспорт САСШ. Часть 6. Cadillac Type 57. Роскошный V8 в шинели
Источники:
STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40
ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)
Лев Кащеев. Бронеавтомобили Армии США. МК. 10/2014
http://www.landships.info/landships/car_articles.html?load=car_articles/Davidson_Cadillac.html