Найти тему
Remont1969

Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.

Майор Роял Пэдж Дэвидсон был наверно главным популяризатором и организатором войны моторов, начиная с 1898 года он разрабатывал и показывал военным и публике различные боевые машины. В 1915 году вместе с кадетами Северо-Западной академии он показал механизированное подразделение, в которое входил бронеавтомобиль на шасси Кадиллак тип 51 - Davidson-Cadillac Armored Car М.1915.

Armored Machine Gun Car/Davidson-Cadillac 1915 Armored Car/Davidson-Cadillac Armored Car М.1915/Бронированный автомобиль Дэвидсон-Кадиллак образца 1915-го года.

Страна: США

Производитель: Шасси Cadillac Automobile Company; Бронирование: Northwestern Military and Naval Academy (NMNA) - Highland Park, Illinois

Год выпуска: 1915

Кол-во выпущенных: 1

Шасси: Cadillac typ 51

Двигатель: V8, ДВС, 70 л.с., 5150см3

Бронирование: 4-5 мм

Вооружение: 1хColt M1895 .30 caliber machine gun

Боевая масса: 3,5-4 тн

Экипаж: 3-4

-2

Майор Роял Пэдж Дэвидсон (Royal P. Davidson) стал известен в 1898 году, когда одним из первых в мире предложил построить на шасси трицикла с мотором боевую машину, установив пулемет на дорожную машину. В 1899-м году Дэвидсон установил пулемёт на легкое транспортное средство с четырьмя колесами. Главной идеей Дэвидсона было не изобретение конструкции, какой-то боевой машины, а создание основ боевого применения механизированных войск. Для убеждения "железобетонных" голов своих коллег военных Ройял Дэвидсон создавал небольшие подразделения, на примере которых показывал тактические возможности предложенной им техники. Уже в 1900 году он предложил создать Пулеметную батарею - Davidson Auto Battery Armored Car. Вместе к кадетами Дэвидсон в рамках программы обучения сформировал патруль из двух бронированных носителей оружия и посаженной на велосипеды группы сопровождения. Чарльз Дэвидсон хотел показать тактические возможности такой мобильной группы в рамках боя.

Davidson Auto Battery Armored Car, 1900 год
Davidson Auto Battery Armored Car, 1900 год

Для 1900 года идеи офицера были слишком новы и радикальны. За 10 лет с 1900 по 1910-й появились новые средства вооруженной борьбы, порохом ещё не пахло, но обстановка накалялась, и не только в Европе, от которой Америка планировала дистанцироваться, но и рядом в Латинской Америке вообще, и в Мексике в частности. В 1909-1910 годах Роял Пэдж Дэвидсон вместе с курсантами показал мобильный зенитный комплекс для борьбы с аэростатами и дирижаблями - Davidson-Cadillac Military Academy Balloon Destroyer. Роял Дэвидсон конвертировал два гражданских Кадиллака в зенитные машины, вооруженные сразу двумя пулеметами Кольт ( Colt M1895 .30 caliber machine gun). В 1910 году для показа возможностей этой техники машины заявили в гонке Глидден-тур из Кливленда в Чикаго через Миссисиппи и Техас. До финиша доехало только 9 из 38 машин, причем среди них были обе машины Дэвидсон-Кадиллак с экипажами из кадетов училища.

-4

Критически относясь к конструкции машин Дэвидсона, следует принимать во внимание, что он и ставил перед собой задачу создать боевую машину с высокими ТТХ. Майор, а позднее уже полковник, Дэвидсон, кроме подготовки современных военных кадров, рассчитывал отработать тактические приемы, разобраться в возможностях моторизованной военной техники, показать эти возможности командованию армией. Если в ходе тактических учений станет понятно, что создание боевой части с колесными скорострельными зенитками имеет смысл, тогда и началось бы настоящее проектирование, а если нет - много денег на это не потратили, да и кадеты чему-то научились. Но пятая боевая машина, созданная в Northwestern Military and Naval Academy, уже была гораздо ближе к настоящей боевой машине, чем все предыдущие прототипы. Полноценный броневик на шасси 8-ми цилиндрового легкового автомобиля Кадиллак тип 51 был создан в 1915 году, когда уже было достаточно много информации с Европейского театра военных действий и можно было по крайне мере избежать самых глупых ошибок. Созданный кадетами броневик, который в литераторе называется Davidson-Cadillac Armored Car М.1915 или просто Davidson-Cadillac, был создан с оглядкой на броневики Минерва и Роллс-Ройс.

-5

Построенный весной 1915 года на шасси Кадиллак майором Роялем Пейджем Дэвидсоном и 30 кадетами Северо-Западной военно-морской академии (Northwestern Military and Naval Academy) в городе Хайленд-Парк штата Иллинойс, броневик так же был тактическим демонстратором боевого подразделения бронированных автомобилей. Ещё в 1909-м году Дэвидсон наладил отношения с фирмой Кадиллак. В 1915 году Кадиллак только ввел в производственную программу автомобиль с V-образным 8-ми цилиндровым двигателем. V-образный двигатель был спроектирован с углом развала 90 грд, мощностью 70 л.с. при 2400 об/мин и моментом 240 Нм, автомобиль серии 51 с таким двигателем достигал скорости 105 км/час. Компоновка была типа L-head ( (нижнеклапанные двигатели, из-за характерной формы рабочей области цилиндра, похожей в профиле на L) с механизмом газораспределения, расположенным параллельно с цилиндрами. Сегодня такой механизм чаще называется SV – Side Valve - клапан сбоку. На базе серии 51 был создан и серийно выпускался армейский автомобиль серии 57. Конструктором броневика был 19-ти летний старший кадет Кон (M.L. "Budd" Cohn).

-6

Использование V-образного двигателя позволяло сделать машину компактной, сохранив при этом динамические характеристики шасси. Бронирование было сделано по варианту бельгийских броневиков Минерва с открытым верхом и станковым пулеметом Кольт за бронированным щитком, который мог вести огонь в любом направлении. Полностью бронированный моторный отсек имел открывающиеся с места водителя дверки защиты радиатора. Сзади по примеру Минерв был оборудован небольшой грузовой отсек. Колеса имели металлические диски. Самым оригинальным элементом бронирования была небольшая командирская башенка-рубка, слева по ходу движения с полукруглой крышей, справа находилось место водителя.

-7

Кроме броневика с академии были построены разведывательная машина для визуальной и инструментальной разведки, две машины для радиосвязи, передвижная кухня с электроплитой, санитарная машина с рентгеновской установкой и операционным столом, интендантская машина и один из старых "зенитных" Кадиллаков. Вся техника была сведена в учебно-демонстрационную "автоколонну полковника Дэвидсона". С 20 февраля по 4 декабря 1915-го года в Сан-Франциско проводилась гигантская Панамская Тихоокеанская Международная Выставка (Panama Pacific International Exposition). Командование академии решило в рамках выставки показать возможности техники и организовало рейд из Хайленд-Парк штата Иллинойс в Сан-Франциско. Пробег должен был показать единство Америки не только по морю, но и по суше. Колонна стартовала из Чикаго 10 июля 1915 года.

Машины "колонны Дэвидсона", броневик в центре.
Машины "колонны Дэвидсона", броневик в центре.
Панамо-Тихоокеанская международная выставка (Panama–Pacific International Exposition, PPIE) — международная выставка, проходила практически целый год в Сан-Франциско в 1915 году, в честь завершения строительства Панамского канала, и должна была символизировать величие и мощь Америки от океана до океана. Панамский канал наконец связал оба побережья коротким маршрутом. На площадки в 2,6 км² кроме современных экспонатов, демонстрировались и реликвии паровоз Хантингтона,  — самый первый локомотив железной дороги Соузерн Пасифик, Колокол Свободы, работала телефонная линия до Нью-Йорка с трансляцией шума Тихого океана. Вокруг выставочного комплекса были проведены автомобильные соревнования Гран-при Америки и Кубок Вандербильта. С выставкой все бы было хорошо, если бы не время, когда она проводилась, Европе в 1915-м году было не до выставок, в итоге организаторы, несмотря на все усилия, понесли серьезные убытки.
-9

34-дневный пробег фактически от одного берега Соединенных штатов до другого должен был не только показать возможности боевых машин, но и проверить достигнутый промышленности технический уровень и внутреннюю инфраструктуру самого государство, по состоянию дорог тогда не сильно отличавшуюся от дорожной инфраструктуры в России того времени, с поправкой на климат. Из восьми машин пять были на шасси восьмицилиндровых Кадиллаков. Разведывательная машина была оборудованы приборами для картографирования местности и дальномерами. Машины связи были оснащены радиостанциями и генераторами на 110 Вольт, на одной из машин связи был установлен прожектор для ночной стрельбы, с возможностями использования как гелиограф. Полевая кухня и госпиталь имели удлиненное шасси. Применение электроплиты подразумевало отсутствие демаскирующего пламени.

-10

Американцы не были бы собой, если бы этот учебно-демонстрационный рейд не был окрашен в маркетингово-патриотические цвета - военная колонна официально была конвоем для "Колокола свободы" (Liberty Bell)- 943 килограммового филадельфийского колокола, одного из главных символов американской борьбы за независимость, именно его звон созвал жителей города на оглашение 8 июля 1776 года Декларации независимости. "Колокол свободы" должен был демонстрироваться в рамках Пан-американской выставки. Благодаря этому "военный конвой" активно описывался в прессе и за его перемещением по стране внимательно следили.

-11

В ходе пробега все машины дошли до Сан-Франциско, где получили свои "пятнадцать минут славы". Видимо 34-х дневный рейд прилично измотал и команду и материальную часть "колонны полковника Дэвидсона", потому что обратно в Иллинойс машины отправили по железной дороге. Хотя и это было обыграно, демонстрировалась возможность быстрой переброски военной техники по железной дороге и опять же связность частей страны и таких образом.

-12

Несмотря на успешное преодоление американского бездорожья от "моря до моря", бронированная машина своего развития не получила. Но для фирмы Кадиллак этот пробег с точки зрения продаж был успешным. На базе восьмицилиндровых машин тип 51, кроме стандартного армейского автомобиля тип 57, выпускалась большая номенклатура шасси и специальных машин. Сам броневик активно использовался в учебных целях еще несколько лет. Реклама сделало свое дело, броневик Дэвидсон-Кадиллак стал узнаваемым образом.

Военная форма - правильная одежда для мужчины. Реклама времен первой мировой войны.
Военная форма - правильная одежда для мужчины. Реклама времен первой мировой войны.

Бронированный автомобиль Davidson-Cadillac Armored Car М.1915 не получил своего развития в Армии США. Но конструктивно это была очень неплохая машина и она могла бы стать отличным броневиком: мощный двигатель, прочная рама, компактная компоновка, разумное вооружение, рациональное бронирование, низкий профиль. Чем не отличный бронеавтомобиль для разведки и сопровождения конвоев. Но "демонстратор технологий", потому и "демонстратор", что на его базе идеи только проверяют, а в производство идут другие машины.

Рисунок из STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40
Рисунок из STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40

Другие статьи о машинах Дэвидсона:

О пулеметной трехколеске 1898 года: 3.1. Davidson-Duryea Light 3-Wheeled Car - Пулемет на колесах

О пулеметной четырехколеске 1900 года: 3.2. Davidson-Duryea Light 4-Wheeled Car - Пулемет становится на четыре колеса.

О Пулеметной батарее на электромобилях в 1900: 3.3. Davidson Auto Battery Armored Car - Первое тактическое боевое звено

О первой ЗПУ в 1909-м году: 3.8. Davidson-Cadillac Military Academy Balloon Destroyer. 1909. Попытка не пытка. Снова Майор Давидсон.

О военном варианте Cadillac typ 57: Тактический транспорт САСШ. Часть 6. Cadillac Type 57. Роскошный V8 в шинели

-15

Источники:

STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40

ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)

Лев Кащеев. Бронеавтомобили Армии США. МК. 10/2014

http://www.landships.info/landships/car_articles.html?load=car_articles/Davidson_Cadillac.html

Авто
5,66 млн интересуются