Найти тему

Наши сотрудники обманывали нас. Как один подчиненный может навредить бизнесу

Большинство моих знакомых занимает руководящие должности в компаниях из разных сфер деятельности, а кто-то является собственником бизнеса. Недавно мы собирались в баре и стали делиться проблемами своих отделов и компаний.

Как показал наш разговор, достаточно даже одного нечестного сотрудника, чтобы бизнес пошел под откос. Конечно, здесь ответственность лежит на руководителе, который не уследил и доверился.

Поймите правильно, мы не перемывали косточки своим подчиненным, мы прекрасно понимаем, что и сами не святые.

Мой друг Андрей является владельцем небольшой сети компьютерных сервисов. Бизнес рос, пока он не стал замечать, что поток клиентов стал резко падать и он начал копать. Выяснилось, что один из его сотрудников перенаправляет заявки клиентов левым фирмам и получает за это деньги здесь и сейчас.

Чужой среди своих. Pixabay.com
Чужой среди своих. Pixabay.com

Ошибкой Андрея было то, что он считал свой коллектив и себя одной командой, но опыт показывает, что коллектив - это команда, но руководитель не является ее частью.

К сожалению, так бывает. Вы думаете, что вы в одной команде и работаете на благо компании, но чаще всего это не так. Напишу самые распространенные способы обмана (халтуры, в некоторых случаях) сотрудниками своих руководителей, которые я видел лично:

  • Работа за оклад. Вы нанимаете сотрудника на оклад и проценты,а ему достаточно оклада. Такие люди работают везде по два три месяца пока их не выгонят. Этим часто страдают индивиды у которых хорошо зарабатывает жена/муж, а им дома сидеть зазорно. В итоге, оклад платится, а продаж нет. Недавно попрощался с таким сотрудником.
  • Активность только когда вы в офисе. Пока вы на месте, работа кипит, когда вас нет то и работа стоит. Можно вычислить по журналу звонков, писем, и сравнить со своим посещением офиса. У такого сотрудника стол всегда завален ненужными бумажками для видимости.
Один из признаков фальшивой деятельности - захламленный стол. Pixabay.com
Один из признаков фальшивой деятельности - захламленный стол. Pixabay.com
  • Продажа всем подряд с максимальной скидкой. Таким страдают продавцы которые зарабатывают с оборота. Тут достаточно просто решить: платить процент от чистой прибыли. Таких ребят особенно много у нас в телекоммуникациях. Часто звонят клиенты со словами: "нам ваши конкуренты предложили цену в 2 раза ниже". В 90% случаев - это не блеф клиента, а глупый демпинг. Ообенно грешат этим Ростелеком и МТС.
  • Работа только с горячими и постоянными клиентами. Уменьшаем процент за старых клиентов и мотивируем поиск новых. Вообще для постоянных клиентов можно на полдня нанять кого-нибудь чтобы выставлять счета и накладные. Я понимаю желание сотрудника сидеть и делать деньги на входящем потоке клиентов, но бизнес не вырастет с таким подходом.
  • Сказки о перспективных клиентах. Такие сказки начинаются, когда продажник неопытен или доверчив и клиент ему рассказывает о "перспективах работы с крупными клиентом". Продажник начинает играть на стороне клиента и уговаривает вас работать в минус или ноль, лишь бы "клиент не ушел". Таким клиентам, конечно, респект за навыки продаж. Должны продавать им, а по факту наоборот.
  • Псевдооткаты. Когда директору говорят что "надо заинтересовать покупателя" и бонус отправляется в карман продавца.
Неожиданно такой сотрудник начинает тратить больше денег на люксовые вещи, которые не мог себе позволить раньше. Pixabay.com
Неожиданно такой сотрудник начинает тратить больше денег на люксовые вещи, которые не мог себе позволить раньше. Pixabay.com
  • Регистрация своей компании и отгрузка клиенту через прокладку. С такой ситуацией столкнулся мой товарищ из логистики. Одни из сотрудников его отдела тихонько открыл свою компанию на дядю и часть денег стала утекать в его карман. Раскрыли его довольно легко, он перепутал почтовые ящики и направил письмо не тому адресату. В итоге лишился работы и клиентов у него больше не будет, ведь логистический рынок очень "плотный" и злопамятный.
  • Уход на удалённую работу и параллельный поиск новой. Руководителя уговаривают о переводе на домашний офис и начинают тянуть время. Тянут максимально долго, чтобы платили хотя бы оклад. Иногда даже уже выйдя на новую работу, изображают деятельность на старом месте. Такое работает в компаниях с бело\серыми схемами, так что тут виновато начальство, нечего экономить на сотрудниках.
  • "Поедание" новых сотрудников. Такие продавцы работают годами,а новым коллегам рассказывают о том, как все плохо и пора бежать. Как правило такие сотрудники забирают себе клиентов оставшихся от уволившихся новичков. Плюс у них есть постоянные клиенты и поэтому что-то менять они не хотят. Эти ребята одни из самых главных вредителей, с которыми очень сложно бороться. У них есть база клиентов, поэтому они прекрасно осознают свою ценность для компании. Мягкими уговорами перестать пугать новичков делу не помочь. Обычно помогают только разговоры "по-мужски".

Многие думают, что один сотрудник - это всего лишь винтик в огромном механизме, но если этот винтик будет поврежден и это повреждение не заметить вовремя, то запустится цепная рекция, которая может принести компании крупные убытки.