Когда ты старшая среди детей, а детей много, легко перейти из категории «друзья» в «зануда, которую игнорируют». Помимо того, что мне нужно было следить за младшими в быту, также одной из моих обязанностей было проверять уроки, а значит, отправлять переделывать неправильные задания или настаивать на более прилежном исполнении.
Мама передала мне контроль за происходящее без неё
Разница с первой сестрой у меня всего в 3 года, поэтому особым авторитетом я не обладала, скорее, это усложняло моё положение. Мама передала мне полный контроль и ответственность за происходящее в её отсутствие, нужно было что-то придумать.
- Мы договаривались сначала убираться дома, потом кушать и делать уроки. Каждый делал свои задания, потом я проверяла задания младших. Я понимала, что фраза «Я расскажу маме» работать не будет.
- Было решено использовать систему «сначала невкусное, потом вкусное». Да и отсутствие старших имело больше преимуществ, если подумать. Чтобы все были максимально мотивированы быстрее убраться, мы включали музыку погромче, делили комнаты и быстро расправлялись с первой частью «невкусного».
- Комнаты делили ещё и потому, что это сразу решало вопрос разборок, кто именно недобросовестно убрался. Все, знали за кем закреплена часть дома, и спрос был с него.
- Дела с учёбой я предлагала праздновать какой-то вкусняшкой, которую делала для всех. Я предлагала всё сразу стараться сделать аккуратно, чтобы быстрее закончить с рутиной и не тратить время на переделывание.
- Мне запрещалось делать уроки за младших, все это знали, но я могла подсказывать, что тоже способствовало моему положительному авторитету.
- Праздновали окончание уроков бутербродами с маслом и сахаром или мёдом, которые дети не могли намазать сами себе, или припрятанным мамой какао. В ход шло всё, что можно было сделать дома. Потом, конечно, приходилось объясняться перед родителями, но за прилежно выполненные задания нам разрешались вольности.
Тем не менее, мы ссорились. Но играть-то всё равно интереснее вместе.
На случай ссоры мы делали коробку примирения
Суть была проста: мама складывала туда наши любимые конфеты.
- Коробку в обычное время не трогали, но если мы ругались, то нужно было разойтись в разные комнаты, просидеть так минут 30. Бывало по-разному: иногда мы сразу переставали дуться, а иногда могли и час, и два просидеть по разным углам.
- Потом кто-то шёл к коробке примирения и брал конфету себе и остальным, относил её в комнату «оппонента» и оставлял на видном месте.
- Обычно это всё происходило молча, после поедания сладостей мы собирались в зале, если все вышли — значит готовы забыть обиды и больше не вспоминать про это.
- Первое время это проходило в мамином присутствии, но потом прижилось. Конфеты мы ели не часто, поэтому такие акции изрядно поднимали настроение, а сам ритуал носил в себе какую-то причастность к великой миссии. Потому что мама говорила, что принести конфету может только мудрец и супергерой. Ну, а кому не хотелось побыть супергероем?
Ещё мы придумывали себе звания
Разумеется, звание давало привилегии: можно было занять самое удобное и крутое кресло для просмотра мультиков, можно было вне очереди выбрать этот самый мультик, а остальные члены нашего сообщества весь оставшийся день обращались к тебе, используя это звание.
Фантазия у нас была бурная, поэтому звания соответствовали. Мы использовали что угодно: имена любимых персонажей, выдуманные слова, титулы монархов. Принцесса Лея, Повелитель Мира, Звезда, Робокоп, Ваше сиятельство, Капитан Гром и так далее.
Особенно здорово было, получив звание, выйти погулять и обращаться друг к другу таким образом на площадке, в магазине или перед соседями— нас это изрядно веселило.
Когда приходила мама, мы собирались вместе и рассказывали, как прошёл день
Мама всегда поощряла нашу честность. Мы это знали и гордились тем, что могли честно сказать, что ругались, а потом помирились. Мама хвалила нас, а мы победоносно удалялись.
Позже, когда выросли, важной деталью, объединяющей нас, стали тайны, интриги, расследования, которые велись у каждого в своём окружении. Каждый из нас проживал моменты, когда нужно было «прикрыть» другого перед мамой.
Многое из этих манипуляций раскрывалось, о другой части мама знала, но поддерживала наши мифологемы.
Позже, когда я уже совсем повзрослела, поняла, для чего. Наши аферы объединяли нас очень сильно, приобщённость к чему-то важному для нас делала нас игроками одной команды. А мама контролировала это со стороны, давая нам возможность наломать дров и сделать выводы. И даже когда мы выкапывались из-под тех самых дров, мы делали это совместно. А потом ещё и праздновали вместе.
С течением времени мы выстроили свой кодекс чести,
который стал регулировать нас, детей, уже просто между собой:
- Члены семьи важнее друзей, но друзья одного из нас — друзья и для всех остальных. В случае необходимости на помощь придут все.
- Если ошибся, признайся сразу.
- Брать вещи друг друга можно только с разрешения.
- Если можешь прикрыть перед родителями — прикрой.
- Стукачей и ябед изгоняют из команды до того момента, пока он не искупит вину (выполняет по одному желанию от всей команды). Тут нужно сказать, что изгнание проходило как отсутствие допуска с совместным просмотрам фильмов, прогулкам и любым другим затеям, придуманным остальными.
- Обязанности распределяются на всех одинаково.
- Если нужно попросить подменить тебя где-то, нужно предупреждать заранее (премии в случае форс-мажоров приветствуются).
- Делать друг за друга работу/задания можно по предварительной договорённости.
- Задание, выпавшее на одного из команды, должно быть рассмотрено, как общее. За исключением, когда участник команды настаивает на личном исполнении.
Так и произошло. Мы могли дуться на маму всем скопом, зато пока разрабатывали планы для обхода домашних правил, учились взаимодействовать и договариваться. А потом это перестало быть актуальным, а мы уже приучились делать проекты, отдыхать и работать совместно.
Автор: Алиса Деляева, pr-специалист, дизайнер и маркетолог в семейном бизнесе Арестовых, дочь нашего автора Евгении Арестовой.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте другие статьи автора:
Как после СО даётся учёба в вузе
Пишут дети на СО: из школы Щетинина на семейку и во Францию. Оценка СЕОшникам на балл ниже
Читайте также статьи мамы автора:
Совет педагога: как родителю организовать контроль на СО
Совет педагога: почему кнут и пряник не работают, и чем их заменить
Мама месяц в командировке, дети на СО: как это организовать?
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО