Наличие на автомобиле пневматических шин, использующих воздух под давлением в качестве амортизирующего элемента, сейчас воспринимается как данность.
Но появились они не сразу. А первым транспортом, получившим шины с воздухом внутри, стали велосипеды.
История автомобильных шин
Джон Данлоп сделал кольцо из садового шланга, накачал его и надел на колесо велосипеда своего сына. Так появилась первая шина. Случилось это в 1887 году. В 1888 году британец запатентовал изобретение, но позднее патент был отменен, так как еще в 1845 году Роберт Томпсон из Шотландии зарегистрировал ту же самую идею. Впрочем, это не помешало Данлопу организовать известную и по сей день шинную компанию.
Спустя пару лет Чарльз Кингстон внес важные усовершенствования, которые послужили популярности пневматических шин. Он отделил камеру от самой покрышки, в покрышку вставил металлический каркас — корд, покрышку закрепил на ободе при помощи бортиков.
На автомобиль пневматические шины впервые поставили братья Мишлен, которые поначалу тоже производили их для велосипедов. Но решили попробовать свою продукцию на одном из гоночных автомобилей в соревнованиях.
Дальше развитие технологий пошло лавинообразными темпами. Совершенствовался силовой каркас покрышек. Менялся способ крепления покрышки к ободу колеса. В 1911 году появился первый протектор. Менялся даже цвет. Изначально серые шины, которые делали из бессажевой резины, стали окончательно черными к 1930 году. Углерод в резине не только поменял цвет, но и увеличил износостойкость колес. В 1946 году появилась первая автомобильная бескамерная шина.
На что влияет давление в шинах
- Комфорт пассажиров.
- Безопасность.
- Управляемость.
- Расход топлива.
- Точность управления.
- Грузоподъемность.
- Срок службы шины.
Какое давление должно быть в шинах
Оптимальным давлением будет то, которое рекомендует производитель автомобиля. Оно рассчитывается исходя из массы и грузоподъемности конкретной модели.
Найти размерность колес и давление, которое указывают обычно в атмосферах или барах (Атм) и фунтах на квадратный дюйм (psi) можно на специальной таблице. Ее размещают на торце водительской двери, на центральной стойке с водительской стороны или, в редких случаях, на внутренней стороне лючка бензобака. Если по каким-то причинам таблицы нет, то на помощь вам придут инструкция по эксплуатации автомобиля или интернет.
Иногда автопроизводитель указывает не только оптимальное давление но и допустимые пределы давления. Это значит, что шину можно накачивать чуть больше или чуть меньше, в зависимости от условий эксплуатации. Скажем, перевозка большого количества груза или езда по пересеченной местности.
На боковинах шин часто тоже можно встретить показатели давления. Но это не оптимальный параметр, а то максимальное давление, которое шина способна выдержать при эксплуатации и не разрушиться.
Внимательно следить необходимо не только за тем, чтобы давление в шинах соответствовало рекомендациям, но и за тем, чтобы оно было одинаковым во всех колесах. При разном давлении в экстренной ситуации шины поведут себя по разному и поведение автомобиля станет непредсказуемым.
Что будет если перекачать или недокачать шину
Превышение давление или его недостаток в первую очередь изменяет пятно контакта шины с асфальтом. Меняются в худшую сторону все показатели.
Перекачали
- Износ средней части протектора сильнее чем боковин.
- Машина стала жестче и менее комфортной.
- Рыскание на дороге особенно в колее.
- Даже на сухом асфальте при неэкстренном торможении срабатывает ABS.
- Пробуксовка при разгоне на асфальте.
- Выраженное аквапланирование.
- Увеличение тормозного пути.
Недокачали
- Износ боковин сильнее чем середины.
- Увеличился расход топлива.
- Упала динамика.
- Автомобиль тяжелее идет «накатом».
- В поворотах появилась несвойственная валкость.
- Риск повреждения боковин.
- Риск разбортирования.
Давление в шинах летом и зимой
Изменение температуры воздуха сказывается на давлении воздуха внутри шин. В среднем принято считать что каждые 10 градусов меняют давление на 0,1 бар.
Проверку давления следует производить спустя некоторое время стоянки автомобиля при той температуре, при которой планируется эксплуатация. Иными словами проверять и подкачивать шины в отапливаемом гараже при температуре -30 за бортом не следует.
Как часто нужно проверять накачку шин
Если поведение автомобиля не изменилось и визуально все в порядке то проверку можно производить раз в один-два месяца.
Обязательно проверить давление следует перед поездкой на значительные расстояния.
Для контроля давления в шинах достаточно приобрести компактный манометр. Но следует помнить, что совсем «копеечные» варианты имеют такую же точность. Покупать очень дорогой профессиональный аппарат, которым пользуются гоночные команды тоже смысла не имеет. Найдите золотую середину и держите манометр под рукой.
Ну и конечно, компрессор, чтобы при необходимости подкачать колесо.