То, что прогнозировалось как большой всплеск на рынке премиум-автомобилей, оказалось всего лишь мыльным пузырем. Спустя всего десять лет после того, как первые большие автомобили были гордо подняты на вертолете над Нью-Йорком, Daimler AG «перекрыл кислород» своему бренду Maybach. И правда в том, что лишь немногие богатые автомобилисты (если вообще таковые имеются) заметили тогда исчезновение марки.
Maybach был предназначен, чтобы воспарить над такими элитными «сортами» автомобилей, как Rolls-Royce и Bentley. Однако в итоге Daimler запутался в своем высокомерии, глубоко уверовав, что ему по силам придумать новый бренд, который будут принимать всерьез покупатели, привыкшие видеть на своем капоте «Дух экстаза» или крылатую букву "B".
Конечно, Daimler рассчитывал, что использование устаревшей платформы сойдет ему с рук. Но все оказалось не так просто: не помогли даже такие модные опции, как распылитель духов, разбрызгивавший свой аромат каждые 15 минут.
На самом деле Maybach некогда имел славную историю. Оригинальная компания была основана в 1909 году — за 3 года до того, как встретились Чарльз Роллс и Генри Ройс и за 10 лет до того, как на сцене появился выскочка Bentley.
В своем первоначальном воплощении компания была известна как Luftfahrzeug-Motorenbau GmbH и производила двигатели для дирижаблей Zeppelin. Но к 1919 году фабрика Вильхельма Майбаха начала штамповать одни из самых больших и элегантных продуктов, когда-либо появлявшихся на немецких дорогах. Это продолжалось вплоть до начала Второй мировой войны, после чего заводы были переоборудованы под выпуск танков. К автомобильному бизнесу компания уже больше никогда не вернулась...
...Не вернулась в последующие 60 лет. Maybach представился привлекательным вариантом для Daimler AG (или правильнее сказать для DaimlerChrysler) как раз перед началом нового тысячелетия. «Родитель» Mercedes-Benz оказался третьим лишним в войне заявок на Rolls-Royce Motor Co. В результате запутанных «телодвижений» Rolls приземлился к BMW, Bentley — к Volkswagen, и чтобы не остаться в стороне, Daimler решил возродить древний Maybach.
Концепт был показан в 1997 году, но серийная модель не вышла в свет до 10 июля 2002 года, когда автомобиль был отправлен в США на борту океанского лайнера QE2. На рассвете, когда корабль прибыл в гавань Нью-Йорка, на место прилетел грузовой вертолет Sikorsky, к которому привязали контейнер с машиной. Затем он отправился на Манхэттен. Под контейнером развевался баннер с надписью Maybach. На самом деле, «развевался» — это громко сказано: он даже толком не развернулся — видимо, в предзнаменование грядущих событий.
«Мы презентуем не автомобиль, а целый бренд. Теперь мир знает, что Maybach снова в строю», — провозгласил Юрген Хубберт, глава Mercedes-Benz. Но даже если потенциальные покупатели об этом и знали, то их это не особо волновало. Вечно оптимистичный Хубберт уверенно предсказывал, что Maybach будет продавать 1000, а то и 2000 машин ежегодно. В итоге марка с трудом нашла 100 покупателей. За последующие 10 лет Maybach реализовал столько, сколько планировал реализовать за 1 год.
Конечно, верхний сегмент рынка роскошных автомобилей не соответствовал оптимистичным ожиданиям, циркулирующим на рубеже тысячелетий. В то время автоиндустрия каждый год продавала порядка 7000 машин с ценником выше 150 000 $ — более половины приходилось на «гарцующую лошадь» Ferrari.
Со временем демографическая ситуация улучшилась, и число миллиардеров стало расти быстрее, чем акции Apple или Google, и все олигархи в своих «десятиэтажных» гаражах естественно хотели видеть Rolls, Bentley, Maybach или что-то более экзотическое типа Ferrari и Lamborghini. По крайней мере, так было на бумаге.
Продажи ультра-премиума действительно возросли, и Bentley достиг своего пика в 10 000 проданных экземпляров в год, но в целом данный сегмент не давал повода для веселья. Том Первс, бывший глава Rolls-Royce, предупреждал, что потенциальные покупатели не захотят обзаводиться чем-то столь эксклюзивным — в некоторых странах они бы стали мишенью похитителей или террористов, а в других было бы просто неловко подъехать на «Роллс-Ройсе» к заводу, который собираешься закрывать.
У Maybach был собственный набор проблем. Несмотря на наследие, автомобиль не обладал авторитетом Bentley и Rolls-Royce. Затем были сомнительные технические решения при подготовке серийного образца. Вместо создания уникальной современной платформы немецкий автопроизводитель «откопал» архитектуру S-класса предыдущего поколения. Правда, Maybach пытался преодолеть этот недостаток такими причудливыми функциями, как заднее сиденье в стиле самолетов бизнес-класса и стеклянная крыша, которая одним нажатием кнопки превращалась из прозрачной в непрозрачную.
Но даже это не помогло. К концу 2011 года Daimler был сыт по горло. Производитель объявил об отказе от бренда и свернул дела гораздо быстрее, чем ожидалось.
Сегодня на дорогах мы встречаем уже совсем другие «Майбахи». Второе (а точнее даже третье) пришествие марки было организовано по совсем другим канонам, и на этот раз возрождение оказалось успехом...
По мотивам Autoblog.com