Сегодня мы заканчиваем с обзором мототехники музея «Легенды СССР» из Каминск-Шахтинского (того, что рядом с Ростовом-на-Дону).
На цокольном этаже музея в самом дальнем углу зала стоит вот этот красавец. Определенно точно перед нами Иж, но вот определить его точную модель оказалось не такой уж и простой задачей.
Сейчас всё расскажу в деталях, а также немного коснусь истории и конструкции мотоциклов.
Давайте начнём с простого: Иж Планета или Иж Юпитер? Ответ однозначный — двигатель одноцилиндровый, значит перед нами Иж Планета. Но какой: первый, второй или может вообще третий?
Вот тут сложнее. Вариант, что перед нами Иж Планета 3 отметаем (правда пока временно, объясню потом почему). А вот отличить Планету от Планеты 2 не так просто, особенно после неаутентичной реставрации.
Иж Планета 2 отличала более качественная окраска, хромированные глушители и обода, а также полированные крышки картера и некоторые более мелкие детали.
Если брать в расчет именно эти детали, то перед нами Иж Планета 1. Посмотрите сами: тут окрашенные в цвет корпуса глушители и обода со спицами.
Вот только сами глушители — от Планеты 2. Так что я всё же склоняюсь к тому, что перед нами именно вторая Планета.
А теперь я хочу, чтобы вы внимательнее посмотрели на двигатель и на те самые крышки картера.
Вот так они выглядят у Планеты 2: каплевидная форма с гладкой поверхностью без острых краёв. Не похоже не то, что мы видим на фотографии ниже, правда?
Дело всё в том, что мотор тут стоит от Иж Планета 3. Посмотрите на другую фотографию его двигателя и поймете, что это именно он.
Вот и получается, что перед нами Иж Планета 2 со стайлингом от Иж Планета 1 и двигателем от Иж Планета 3. Да еще и в металлик всё «закатали», чтобы наверняка испортить впечатление среди знатоков.
Горе реставраторы решили даже не заморачиваться над аутентичностью. И так сойдет для 99% посетителей музея. А те, кому не всё равно, могут и потерпеть.
Справедливости ради надо отметить, что коляска выглядит довольно неплохо. Это, конечно, не относится к совершенно ужасному толстенному уплотнителю откидной крышки.
Да, тут неправильный прозрачный обтекатель и его крепление, но в целом коляска нормальная. Она хотя бы не заимствует детали от разных моделей.
Вот, посмотрите как должна выглядеть нормальная ижевская коляска.
Мне не понятно, зачем было для музея восстанавливать такой неоригинальный экземпляр и делать его еще хуже колхозной реставрацией.
Планеты стоят не так дорого: за 30-40 тысяч рублей можно найти очень хорошего донора в полностью оригинальном состоянии.
Надо было купить что-то более достойное и вкладывать деньги в его реставрацию. Согласны?
Самый первый Иж Планета появился в 1962 году. Он был создан на базе Иж-56 и фактически был его глубокой модернизацией.
Экипажная часть одноцилиндровых Планеты была максимально унифицирована с более мощными двухцилиндровыми Юпитерами.
По сравнению с Иж-56, Планета была более надежной и неприхотливой. Внешне новую модель легко отличить по бензобаку иной формы и цельному сиденью вместо двух раздельных.
В 1965 году появилась Планета-2. Какое-то время обе модели выпускались параллельно, используя общие детали (так называемая переходная серия).
Главным отличием Планеты-2 была повышенная с 13 до 15,5 л.с. мощность двигателя. Это позволяло мотоциклу чуть увереннее работать вместе с боковым прицепом.
Изменились ступицы колес: вместо штампованных стальных применили литые из алюминиевого сплава.
До 1971 года выпустили 246 486 экземпляров Планеты-2. Это, кстати, примерно на 50% меньше, чем было сделано первых Планет.
Мотоцикл (без бокового прицепа) разгонялся до максимальной скорости 105 км/ч и расходовал примерно 5,5 литра на 100 километров.
Затем ему на смену пришла Планета-3 с новыми крыльями, бензобаком и двигателем. Модернизация Планет продолжалась вплоть до Планеты-7, последний экземпляр которой выпущен в 2008 году.