Найти тему
О Москве нескучно

Зачем на станции "Партизанская" целых три пути?

Зачем станции практически на окраине города такие огромные размеры? Правда ли, что если бы не случилась Великая Отечественная война, то внешний вид платформы получился бы совсем другим? Что означает декор станции - кому посвящены скульптуры на ней? А также - какие необычные украшения мы с вами уже никогда не увидим на этой станции, и почему они исчезли? Об этом и не только расскажу сегодня.

Зачем такая большая?

Станция "Партизанская" стала завершающей на этапе строительства Третьей очереди Московского метро. Открыли платформу 18 января 1944 года. В отличие от соседних станций, она мелкого заложения. Её глубина всего 9 метров. Несмотря на это #Партизанская намного больше по размерам, чем остальные. Здесь две платформы, между которыми расположились сразу три пути.

Станция "Партизанская", 2010. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com/655247.html
Станция "Партизанская", 2010. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com/655247.html

Казалось бы, зачем такие внушительные габариты? Неужели так много желающих посетить парк, находящийся рядом? Ответ на эти вопросы даст #история строительства. Дело в том, что изначально рядом со станцией предполагалось возвести огромный стадион им. И.В. Сталина. Сооружение, согласно проекту, могло вмещать до 200 тысяч зрителей при необходимости. Поэтому и станция должна была стать большой.

Проект стадиона им. И.В. Сталина в 1930-х. Картинка отсюда: http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2020/06/NKstadion.jpg
Проект стадиона им. И.В. Сталина в 1930-х. Картинка отсюда: http://n-metro.ru/wp-content/uploads/2020/06/NKstadion.jpg

Планировалось, что во время спортивных мероприятий на "Партизанскую" будут приезжать сразу два поезда, чтобы ускорить процесс доставки людей на стадион. Та же схема применялась бы и после окончания, например, футбольных матчей. Пассажиры уезжали бы в сторону центра сразу на двух поездах. Поэтому и пришлось проектировать три пути. Но использовать их все так и не понадобилось. Хотя иногда и в наше время задействуют все. Например, когда только открылась Солнцевская линия несколько лет назад, поезда ходили оттуда до "Партизанской", прибывая на средний путь.

Почтение партизанам

Архитектором "Партизанской" стал Борис Виленский. Он к тому моменту уже имел опыт проектирования в Московском #метро . Ему принадлежит авторство "Красносельской" и станции "Аэропорт". Здесь же зодчий использовал необычный приём. Он сделал так, чтобы станционный зал сливался с наземным вестибюлем. Огромные лестницы ведут с платформы в просторное помещение, которое располагается уже на поверхности.

Лестницы, ведущие наверх с платформы. Здесь видно скульптурную композицию "Партизаны", а также портрет И.С. Сталина с выдержкой из Конституции СССР. Сталина убрали в 1950-х, буквы, складывавшиеся в цитату, со временем тоже демонтировали. Фото 1944-1947 отсюда: https://humus.livejournal.com/5229354.html
Лестницы, ведущие наверх с платформы. Здесь видно скульптурную композицию "Партизаны", а также портрет И.С. Сталина с выдержкой из Конституции СССР. Сталина убрали в 1950-х, буквы, складывавшиеся в цитату, со временем тоже демонтировали. Фото 1944-1947 отсюда: https://humus.livejournal.com/5229354.html

Людей, поднимающихся по лестницам, встречает большая скульптура "Партизаны". Создал её Матвей Манизер. Именно он является автором, пожалуй, самых знаменитых статуй Московского метро - на станции "Площадь Революции". Таким образом, главной темой оформления платформы стало партизанское движение.

Скульптура Зои Космодемьянской на станции "Партизанская", 2014. Фото отсюда: https://www.tambov.ru/arkhiv/item/114-v-regione-projdut-torzhestvennye-meropriyatiya-tambovshchina-pomnit-zoyu.html
Скульптура Зои Космодемьянской на станции "Партизанская", 2014. Фото отсюда: https://www.tambov.ru/arkhiv/item/114-v-regione-projdut-torzhestvennye-meropriyatiya-tambovshchina-pomnit-zoyu.html

Так на самих платформах, рядом с ближайшими к выходу колоннами установили скульптуры Зои Космодемьянской (кто она такая, наверное, все знают), а также Матвея Кузьмина. Он в 1942 году можно сказать повторил подвиг Ивана Сусанина. Немцы приказали Кузьмину проводить их за вознаграждение в деревню, где базировались советские солдаты. Пожилой мужчина (ему было тогда 83 года) согласился, однако тайно отправил своего внука предупредить военных. Они переместились в другое село, куда и привёл на рассвете немцев Кузьмин. То есть неприятель оказался в ловушке.

Скульптура Матвея Кузьмина на станции "Партизанская", 2010. Здесь же видны странные пустые квадраты на потолке, о которых расскажу немного позже. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com/655247.html
Скульптура Матвея Кузьмина на станции "Партизанская", 2010. Здесь же видны странные пустые квадраты на потолке, о которых расскажу немного позже. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com/655247.html

Продолжили военное оформление и на мраморных путевых стенах. Там разместили небольшие квадратные барельефы на партизанскую тематику. Их создал скульптор С.Л. Рабинович. Интересно, что если бы Великая Отечественная война не случилась, то оформление станции посвятили бы спорту, в честь стадиона. Такими были изначальные задумки.

Как жаль, что мы этого уже не увидим

Потолок станции в наше время никак не украшен. Своды просто выбелены. На них также разместили не очень симпатичные светильники офисного вида. Однако случилось это лишь в 1960-х годах. Изначально на потолке располагались красивые небольшие люстры, чем-то напоминающие бутоны цветов. Если поднять голову наверх, то можно заметить странные пустые квадраты по центру сводов.

Если посмотрите внимательно, то увидите картины в квадратных нишах на потлке, 1955.
Если посмотрите внимательно, то увидите картины в квадратных нишах на потлке, 1955.

Раньше вместо них располагались 12 красивых панно. Их выполнили по эскизам художника А.Д. Гончарова. Задумка была такая: пассажир, спускаясь на станцию, первой видел фреску с тёмными тучами. Двигаясь дальше, можно было заметить изменения. Облаков становилось меньше, появлялась радуга и солнце. На последнем панно изображалось лето с деревьями и красными знамёнами. То есть все фрески символизировали период от начала Великой Отечественной войны до Победы в мае 1945.

К сожалению, во время строительства, использовали не самые качественные краски, а также расписывали панно в большой спешке. Поэтому к 1951 году фрески начали темнеть и отваливаться целыми кусками. К концу десятилетия не осталось ни одного целого панно. Поэтому в 1960-х их замазали. Также в качестве утраты "Партизанской" можно назвать росписи больших круглых плафонов на потолке и кольцевые люстры.

Обратите внимание на светильники и роспись на сводах, 1944-1947.
Обратите внимание на светильники и роспись на сводах, 1944-1947.

Облицовка путевых стен и колонн из серо-жёлтого мрамора дошла до нас в неизменном виде. Если присмотреться, то на верхних частях колонн можно увидеть мраморные барельефы на партизанскую тематику. Например, лесную чащу с висящем на деревьях автоматом. Пол станции изначально был покрыт асфальтом. Его разбавили мраморными вставками. В 2008 году материал стал выглядеть совсем не презентабельно. Поэтому асфальт пришлось заменить на мрамор. А вставки сделали из гранита.

Трудности наименования

В 1944 году станция открылась, как "Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина". За время существования #СССР её переименовывали ещё несколько раз. В 1947 году в "Измайловскую". Через 16 лет она стала называться "Измайловский парк". Именно так и запомнили её большинство москвичей. Поэтому в 2005 году, когда станцию переименовали в "Партизанскую" в честь 60-летия Победы, многие возмущались.

Станция "Партизанская", 2010. Здесь можно увидеть барельефы на путевой стене, а также украшения на верхних частях колонн, 2010. Фото отсюда: https://wiki.nashtransport.ru/images/9/9d/Москва_Партизанская_3.jpg
Станция "Партизанская", 2010. Здесь можно увидеть барельефы на путевой стене, а также украшения на верхних частях колонн, 2010. Фото отсюда: https://wiki.nashtransport.ru/images/9/9d/Москва_Партизанская_3.jpg

Однако это один из немногих случаев, когда переименование было оправданным. Всё-таки #архитектура и оформление посвящены партизанам изначально. А название "Измайловский парк" вносило небольшую путаницу и диссонанс. Не было понятно, зачем все эти военные скульптуры на станции, которая именуется в чеcть обычного московского парка.

Станция "Партизанская", 2020. Фото отсюда: https://photonomy.ru/competition/902/photo/62566
Станция "Партизанская", 2020. Фото отсюда: https://photonomy.ru/competition/902/photo/62566

Сегодня станция "Партизанская" всё также поражает своими размерами и оформлением. В ней чувствуется масштабность и величественность. Если бы она дошла до нас в первозданном виде, то являлась бы одной из самых оригинальных станций Московского метро.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!