Найти тему
Автолюбитель со стажем

Как самому проверить датчик положения дроссельной заслонки – два простых способа

Оглавление

Опишу несколько способов доскональной проверки датчика положения заслонки дросселя мультиметром и автосканером, которыми может воспользоваться простой автолюбитель.

Добрый день, дорогие друзья. Выход из строя датчика положения дросселя может приводить к неприятным последствиям: неровной работе мотора на холостых оборотах, потеря мощности и повышенный расход топлива. О признаках неисправности ДПДЗ я подробно писал в этом обзоре, рекомендую прочесть.

Но эти признаки могут быть следствием отказа других систем автомобиля. Чтобы точно убедиться в выходе из строя этого датчика, а не менять все подряд под капотом, нужно знать, как самостоятельно его проверить. Существует несколько способов, каждый из них простой, но требует от владельца определенного оборудования – ELM (автосканер) или мультиметра. Не стоит пугаться, это стоит недорого, возможно, оно уже есть у владельцев, которые любят сами «ковыряться» в своих авто.

Чем можно самостоятельно проверить датчик положения дроссельной заслонки
Чем можно самостоятельно проверить датчик положения дроссельной заслонки

Диагностика автосканером

Первый вариант

Подключаем ELM к диагностическому разъему. Включаем зажигание, подключаемся к ЭБУ. Я буду использовать OpenDiag. В других программах последовательность действий одинаковая, название параметров не должно сильно отличаться от моего примера.

Идем в меню «Выбор параметров ЭБУ». Находим «Положение дроссельной заслонки», ставим напротив его галочку.

При не нажатой педали газа и не заведенном двигателе, заслонка должна быть закрытой, то есть, показывать 0%. Если они будут сами по себе изменяться без вашего участия – датчик неисправен.

Плавно нажимаем на газ, значения должны плавно возрастать. Если при этом наблюдаются скачки, резкое возрастание показаний или их внезапное падение – датчик положения можно выкинуть.

Второй вариант

Переходим во вкладку «Каналы АЦП» - аналого-цифровой преобразователь. Здесь выбираем «Положение дроссельной заслонки», только значения будут в вольтах (В). В нулевом положение значение равно 0,5В – это нормальное напряжение. Чтобы знать, что датчик подключен, ЭБУ подает напряжение на него. На сигнальном проводе будет 0,45-5В, так блок управления проверяет ДПДЗ.

Начальное значение напряжения датчика дросселя при его закрытом положении
Начальное значение напряжения датчика дросселя при его закрытом положении

Если начальное значение будет 0 или 5В, ЭБУ выдаст ошибку. В этом случае два варианта:

  1. Неисправный датчик;
  2. Обрыв цепи, на него не приходит опорное напряжение. Об этом поговорим ниже.

Плавно нажимаем на педаль газа. Напряжение должно возрастать. Рост не должен сопровождаться резким изменением напряжения. Как вы плавно жмете на педаль, так плавно должны расти показания.

Диапазон изменения напряжения: от 0,5 до 4,5-4,8В – это нормально.

При сканировании ошибок, сканер может не расшифровывать коды ошибок датчика положения дросселя. Чтобы вы знали, они находятся в диапазоне от 0120 до 0124 – все это коды ошибок по датчику заслонки.

Диагностика мультиметром

Переходим под капот. Если не хотите отсоединять сам датчик, то можно это сделать на машине.

Находим его и колодку подключения. Он находится на узле дроссельной заслонки. Разъем, в большинстве случаев, трех контактный: два контакта внизу – опорное напряжение и минус, сверху – сигнальный провод. Отсоединять разъем пока не нужно, проверку разделим на несколько этапов.

Проверка напряжения на сигнальном проводе

  1. Включаем зажигание.
  2. Подключаем положительный щуп мультиметра к сигнальному выводу разъема.
  3. Минусовый щуп цепляем на кузов или минусовую клемму аккумулятора.
  4. Переводим прибор в режим измерения постоянного напряжения – 20 вольт.
Измерение напряжения на сигнальном проводе датчика положения дроссельной заслонки
Измерение напряжения на сигнальном проводе датчика положения дроссельной заслонки

При нулевом положении заслонки, напряжение должно быть 0,5В. Плавно руками открываем заслонку. Напряжение должно также плавно расти до 4,5-4,8 вольт.

Скачкообразных показаний не должно быть. Если напряжение скачет, резко меняется в большом диапазоне – датчик на мусорку. В нулевом положении заслонки показание мультиметра равно 0 – обрыв в проводке или ДПДЗ вышел из строя.

Проверка опорного напряжения

Если при включенном зажигании на сигнальном проводе 0, как говорилось выше, значит может быть обрыв в цепи проводки. То есть, на датчик не поступает 5 вольт, необходимые ему для работы.

Есть две причины этому:

  1. Обрыв плюсового или минусового провода;
  2. Блок управления не создает 5 вольт.

Второй вариант – более сложный и дорогой, его рассматривать пока не будет. Поговорим о диагностике первого случая.

  1. Выключаем зажигание.
  2. Снимаем разъем с датчика.
  3. Подключаем щупы мультиметра к клеммам разъема, они обозначены на рисунке буквами «А» и «Б».
Важно! Снятие и установка колодки в разъем датчика делается только при выключенном зажигании.

Включаем зажигание и переводим прибор в положение «Постоянное напряжение – 20В». На экране должно быть 5В, если нет, продолжаем искать обрыв.

Вынимаем минусовой щуп из разъема датчика и подключаем его к минусу АКБ. Если напряжение «0» – обрыв плюсового провода или неисправность пяти вольтовой шины ЭБУ. Если показания равны 5В, значит обрыв минусового провода.

Его можно прозвонить, подключив плюсовой щуп к минусовому контакту колодки датчика, минусовой щуп прибора оставив на аккумуляторе. Переводим мультиметр в режим «Прозвонка». Если прибор молчит, значит провод поврежден, нет «земли» на ДПДЗ.

Проверка сопротивления

  1. Выключаем зажигание.
  2. Отключаем разъем от датчика.
  3. Подключаем щупы мультиметра к контактам «B» и «С».
  4. Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления «20КОм».

На автомобиле это сделать будет проблематично, можно снять ДПДЗ с дросселя и проверить его дома.

Замер сопротивления датчика положения заслонки дросселя мультиметром
Замер сопротивления датчика положения заслонки дросселя мультиметром

Вращаем рукой дроссельную заслонку. Сопротивление должно плавно изменяться по мере вращения датчика от нулевого до крайнего положения.

Если сопротивление будет бесконечное, на приборе появиться 1, в датчике обрыв, его на свалку. Если показания плавно меняются в пределах от 1 до 10 КОм – датчик считается исправным.

Вывод

Такими нехитрыми способами можно самостоятельно проверить датчик положения дроссельной заслонки. Как видите, имея минимум инструментов и навыков, можно не обращаться к услугам автодиагностики.

Важно. Существует два типа датчиков дроссельной заслонки: пленочно-резистивные (контактные) и магниторезистивные (основанные на эффекте Холла). Измерить сопротивление можно только на контактном датчике, остальные варианты проверки можно применять и к бесконтактным типам.

Смог я вам помочь в решении вашей проблемы? – поставьте «Лайк» и поделитесь этой статьей с друзьями. Жду вопросов в комментариях, я уверен, они будут.