Моделируем ситуацию. Решаем с ребенком задачу по геометрии. Например, вот эту:
С чего начинаем решать задачу? Первым делом нужно сделать чертёж, а потом написать дано. Не знаю, нужно ли об этом говорить, но 99,9% задач по геометрии невозможно решить без рисунка. Мне кажется, это очевидным фактом, поэтому рисунок делаем обязательно.
А вот с "дано" всё не так однозначно. Если навык решения задач сформирован, можно отметить все условия на чертеже и опираться на него. Но если задача сложная или, если ребенок плохо решает задачи, "дано" нужно обязательно. Таким образом, мы создаём список условий, на который будем опираться при решении задачи.
Что делаем дальше? Зависит от того, на сколько хорошо ребенок решает задачи. Некоторым нужно дать пару минут на размышления и они смогут сами составить решение. Конечно же, в нашей модели не такой ребенок, ему требуется помощь, поэтому начинаем задавать вопросы.
У(учитель): Какие геометрические объекты, кроме названных в задаче ты видишь на рисунке?
Р(ребенок): Вписанные углы. (Возможно, понадобятся еще несколько вопросов, чтобы получить желаемый ответ.)
У: Сколько вписанных углов изображено?
Р: Какое-то число от 1 до 6. (Если число углов, которое увидел ребенок меньше шести, можно показать ему остальные или попросить внимательней посмотреть на рисунок.)
У: Какие теоремы о вписанных углам мы знаем?
Будем надеяться, что какие-то теоремы ребенок помнит. Чтобы быть в этом уверенным, можно до сложных задач разобрать несколько простых, на применение теорем: найти вписанный угол по дуге, сравнить два вписанных угла и т.д. Дальше мы применяем эти теоремы к задаче, то есть получаем следствия из условий.
У: Какие еще условия есть в задаче?
Р: Диаметры окружностей.
У: Что мы знаем про диаметры окружностей?
Здесь сложный момент. Нужно, чтобы у ребенка возникла связь между вписанными углами, которые мы обсуждали до этого и диаметром окружности. Тогда он может вспомнить, что вписанный угол, опирающийся на диаметр, прямой. После чего можно провести отрезки КС, РС, АЕ, АF.
У: Давай посмотрим, что нам нужно доказать и подумаем, как это можно доказать.
Это так называем восходящий анализ. Помогает понять, каким путем идти в решении задачи. В данной случае, отношение указывает на подобие треугольников.
У: Как можно доказать подобие треугольников?
Здесь мы вспоминаем признаки подобия. Опять же мы могли напомнить о них ребенку на более простых задачах или просто найти эти теоремы в учебнике или справочнике. Так как до этого был разговор про углы, то самым логичным выбором будет признак подобия по двум углам.
Дальше вопрос технический. Рассмотреть две пары прямоугольных треугольников, выписать отношение сходственных сторон и получить то условие, которые мы доказываем.
Как видите процесс решения задачи довольно линеен. Берем условие, делаем из него выводы, потом делаем выводы из выводов или переходим к следующему условию. Или движемся от выводов к условию, когда проводим восходящий анализ.
Что происходит в реальности.
У: Какие теоремы о вписанных углам мы знаем?
Р: А тут еще диаметры есть.
У: Да, есть диаметры, что ты знаешь про диаметры окружности?
Р: Еще окружность внутри окружности. А еще хорды пересекают меньшую окружность. И т.д.
Вместо линейной структуры получается хаос, который называется клиповой культурой или клиповым мышлением. Впервые этот термин был использован социологом Элвином Тоффлером в книге "Третья волна" для описания нового явления, порожденного информационной культурой. Логичность, связность, системность мышления теряются, на их место приходит большое количество образов, без внутренних взаимосвязей. Различные исследователи высказывают разные точки зрения на этот феномен. Кто-то бьет тревогу, а кто-то говорит, что это позволяет людям быть многозадачными и является естественным возращение к дотекстовой эпохи. Но у нас вопрос не философский, а конкретный. Как научить детей решать геометрические задачи, если их внимание перепрыгивает с одного объекта на другой каждые десять секунд? Настойчивость и последовательность. Настойчиво возвращаем внимание ребенка к тому объекту о котором говорим и последовательно разбираем каждый шаг решения задачи. А потом решаем задачу еще одним способом и создаём схему содержащую все взаимосвязи между объектами, тем самым добавляя структуры в хаотичное мышление.
Я не верю во все эти разговоры, что нужно адаптироваться, менять способ подачи информации, чтобы носителям клипового мышления было проще ее воспринимать. Не представляю, как можно создать что-то хорошее, если не вдумываться и не анализировать ситуацию. Этот навык необходим в любой сфере жизни, от профессиональной до построения отношений с другим человеком.