Со всех сторон малому бизнесу предлагают помощь: тренинги лидерства и продаж, бизнес-планы, автоворонки, автоматизацию бухгалтерии и пр. Мы в OkoCRM тоже все это проходили – когда теряешься в море информации и в итоге сам выстраиваешь бизнес-процессы с нуля. Поэтому хотим поделиться простым чек-листом, который поможет быстро определить, дорос ли ваш бизнес до острой необходимости автоматизации или пока достаточно «ручного управления» компанией.
В чек-лист входит 10 вопросов с готовыми ответами. Вы просто выбираете наиболее подходящий вам и в конце считаете количество «да» и «нет», умножаете на 10% и получаете степень необходимости в процентном выражении. Например, 8 «да» умножаем на 10, получаем на 80%.
Чек-лист:
1. Важны ли для вашего бизнеса продажи?
«Да» , если вы продаете товары/услуги, и ваш доход зависит от продаж.
«Нет» , если работаете для души, и это не основной источник дохода. Например, творческое самовыражение, которое время от времени приносит вам деньги, но у вас нет цели сделать его регулярным.
2. У вас есть отдел продаж или планы по его созданию?
«Да» , если вы планируете рост продаж.
«Нет» , если продаете только вы или ваш помощник, и у вас в среднем по 10 заказов в месяц, информацию о которых вы можете даже не записывать, потому что все и так помните.
3. Специфика работы компании связана с рутинными и регулярно повторяющимися действиями, которые может делать любой сотрудник по стандартному алгоритму?
«Да» , если у вас регулярно ведется учет рабочего времени, готовятся отчеты по продажам, делаются рассылки писем и СМС, производятся выгрузки объявлений на доски, выставляются счета и пр.
«Нет» , если в вашей компании всегда спонтанно подходят к работе, нет обязательных стандартов продаж и повторяющихся шаблонных действий, нет правил фиксации данных о заказах и клиентах.
4. Вы замечаете,что с ростом заказов растет и число ошибок при их обработке?
«Да» , если участились случаи, когда лиды забывались в неоткрытой почте или дублировались в разных таблицах Excel, заявки терялись по дороге от менеджера до мастера-исполнителя, информация из файлов или сами файлы исчезали. И вы стали все чаще слышать от сотрудников: «забыл», «перепутал», «не слышал», «не знал».
«Нет» , если вам пока хватает одного Instagram-аккаунта и одной страницы в Excel-таблице, чтобы вести всех клиентов и все заказы. И ничего не теряется, потому что вы сами каждый день всё перепроверяете.
5. У вас много каналов, по которым приходят клиенты?
«Да» , если клиенты вам не только звонят, но и оставляют заявки через сайт, пишут на почту, в Telegram, WhatsApp и Viber, обращаются через Instagram, Facebook, Вконтакте и Одноклассники.
«Нет» , если вы ограничиваетесь сайтом, не размещаете рекламу с указанием различных способов связи с вами, не продвигаетесь в соцсетях.
6. Вы планируете использовать вашу базу клиентов максимально долго и эффективно?
«Да» , если для вашего бизнеса важны повторные продажи, допродажи и кросс-продажи.
«Нет» , если вам достаточно один раз пересечься с клиентом, а после вы забудете друг о друге навсегда.
7. Для вас важна безопасность клиентской базы и сохранение коммерческой тайны заказов?
«Да» , если вы хотите защитить вашу базу от копирования и кражи каким-нибудь непорядочным менеджером.
«Нет» , если вы всегда доверяете свои сотрудникам, как самому себе.
8. Вам нужен полный контроль над бизнес-процессами?
«Да» , если вы хотите всегда быть в курсе финансовых показателей, видеть воронки продаж и сделки в режиме реального времени.
«Нет» , если вы больше цените спонтанность и любите сюрпризы при подведении итогов за месяц.
9. Вы хотите больше свободного времени на свои интересы и отдых, при этом без ущерба для вашего дела?
«Да» , если мечтаете поскорее наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы не требовалось ваше постоянное присутствие в офисе. Чтобы можно было уезжать в отпуск на целый месяц и не переживать за компанию.
«Нет» , если офис для вас – это второй дом.
10. Вы планируете рост и расширение бизнеса?
«Да» , если вы хотите больше прибыли.
«Нет» , если вам и так комфортно, а расширение – это дополнительная головная боль.
Конечно, нельзя однозначно сказать, что при 50% «да» вам еще можно обойтись без автоматизации бизнес-процессов, а при 60 % уже нельзя. Эти вопросы скорее нужны, чтобы понять, на каком этапе развития находится ваш бизнес сейчас, и куда вы хотите прийти в ближайшем будущем. Если у вас большие планы на жизнь, то достаточно и одного «да».
Получить больше практическое информации об автоматизации бизнес-процессов – как это происходит и какую роль в этом играет CRM-система – можно в блоге OkoCRM .