Найти в Дзене

Новый ГОСТ на асфальт вступает в силу в 2023 году

Оглавление

Осталось всего два года до вступления в силу обновленного ГОСТа Р 58406.2-2020, который получил название «Дороги автомобильные. Смеси и асфальтобетон. Технические условия». Сильных изменений это не принесет. Будут использоваться те же смеси, но для расчета решили привлечь американскую технологию проектирования Superpave. Давайте разбираться, что в ней особенного и зачем это делается.

Что такое Superpave?

Это инновационный метод объемного проектирования дорог и разработки состава асфальтобетонной смеси. Его разработали в США еще в 1992 году, чтобы увеличить срок использования трасс и уменьшить количество ремонтов. С помощью такого подхода новые трассы демонстрируют устойчивость к:

  • абразивному износу;
  • остаточным повреждениям;
  • механическим деформациям;
  • появлению трещин.

Именно он положен в основу нового ГОСТа, что позволит создавать покрытия на основе компонентов, пропорции которых будут заново просчитываться. Суть метода в том, что состав смеси подбирается с учетом таких факторов, как климат, нагрузка, геология.

Такой подход позволит решить ключевые отечественные проблемы:

  • деформация дорожного покрытия под воздействием высоких температур, которая вызвана недостатком прочности исходной смеси;
  • низкотемпературные разрушения, которые появляются, когда покрытие сжимается, а растягивающее напряжение превышает прочность на растяжение.
-2

Какой станет классификация асфальта?

Старый ГОСТ предлагает делить материалы на пять групп по составу:

  • А, Б, В — по количеству щебня или гравия в составе;
  • Г и Д — по количеству песка в составе.

Кроме этого, асфальтная смесь бывает I, II и III типа. Например, для создания выравнивающего слоя на городских магистралях требуется смесь В марки II, в качестве нижнего слоя используется крупнозернистый асфальтобетон плотный, для верхнего слоя — тип А марки I. Для тротуаров чаще используются варианты В и Г.

Согласно новому ГОСТу, классификация осуществляется по другим параметрам:
По верхней границе объема минерального заполнителя в составе асфальта: А32, А22, А16, А11, А8 и А5.
По типу слоя, где будет использоваться смесь: О (основание), Н (нижний слой), В (верхний слой).
По типу нагрузок: Л — для дорог с небольшими нагрузками, Н — с нормальными нагрузками, Т — с высокими нагрузками.

Например, смесь А16 НН предназначается для создания нижнего слоя покрытия для автомагистралей с нормальными нагрузками. В ее состав входит щебень величиной до 16 мм.

«Росавтодор» уже протестировал новый подход на небольших территориях, а в 2018 году специально подобранные смеси из щебенки и мастики пошли на создание КАД вокруг Санкт-Петербурга. В 2020 году технологию подхватили другие регионы. А с 2023 года только ее и можно будет использовать при строительстве новых дорог и ремонте старых автострад.

-3

Немного подробнее о технологии

Основная задача метода — спрогнозировать поведения покрытия. Благодаря технологии специалисты могут определить физико-механические свойства и поведение асфальтобетона в конкретной ситуации:

  • устойчивость к появлению трещин;
  • стойкость к проникновению воды;
  • восприимчивость к образованию колеи;
  • модуль упругости под воздействием низких и высоких температур.

Улучшить технические характеристики получается за счет сочетания трех важных факторов:

  • испытания битумного элемента;
  • испытания каменных материалов;
  • создание объемного состава и прогноз его поведения.

В завершение

По новому ГОСТу состав асфальтобетонных смесей для укладки дорог не изменится. Будут использоваться все те же компоненты, но в других пропорциях. Причем пропорции будут рассчитываться с учетом конкретного участка пути: климатических особенностей региона, функциональной нагрузки. Специалисты уверены, что с помощью нового метода получится создавать более прочные и долговечные покрытия.