Интереснейший вопрос, важнейший. К поискам ответа на него подключается каждое новое поколение. Цель жизни, по меткому определению Достоевского, «тайна бытия человеческого». И развёрнутые ответы мыслителей, и краткие - поэтов оказались очень разными...
Цель жизни – жизнь, и если ты живёшь –
Ты должен быть бойцом во имя жизни.
Служи любви, искусству иль отчизне –
Ты всё равно на этот путь придёшь…
(Эдуард Гольдернесс).
Традиционно человека изображают двуединым, в вечном борении «души и тела», разума и чувств, идеального и материального. И смысл жизни мыслители искали, соответственно, кто в опыте чувств, кто – в опыте разума.
ГЕДОНИСТИЧЕСКИЙ смысл (от греческого слова «гедонис» - наслаждение) - представление о том, что наслаждение – начало и конец счастья, то единственное, ради чего стоит жить. Раз чувства доставляют нам удовольствие, значит… «бери от жизни всё!» Это придумано не сегодня, а задолго до нашей эры.
Греческий философ Аристипп из города Кирены полагал, что жизнь – это совокупность моментов, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Для достижения и умножения удовольствий хороши все пути.
Например... развалить собственную страну ради моря разливанного "импортного вискаря, иномарки, западных рок - групп и поездок в Италию". Не утрирую - не сама придумала.
Богатство, власть, слава – лишь средства для достижения наслаждения жизнью, а наслаждение – главный мотив всех человеческих поступков и деяний.
Правда, делались оговорки по поводу «разумности и меры», но в жизненной установке «киренаиков» они не меняли ничего.
Как это можно опровергнуть в теории? Пожалуй, никак. Опровергает сама жизнь, «практика».
Страшная телепередача 90-х лет. Девятнадцатилетняя девушка умирает от СПИДа. Глядя в камеру, живой скелетик не кричит, а говорит твёрдо и убеждённо:
- Будьте вы прокляты. Вы, все, взрослые! Про-кля-ты. Это от вас мы слышим про безопасный секс, про «бери от жизни всё», про «всё в жизни надо попробовать». Я поняла, что вы нас убиваете, а другие – ещё верят…
Зрители понимают, что цель «взрослых» в данном случае была другой – извлечение прибыли. Денег. Из карманов подростков, не научившихся ДУМАТЬ. Но разве это снимает остроту трагедии?
А если понимать наслаждение, как отсутствие страдания? Но для этого надо «включить мозги»…
Именно к этому и призывал Эпикур. Согласно его учению человек, не умеющий мыслить, счастлив быть не может. Потому, что необходимо представлять и просчитывать все возможные последствия своих поступков – и отказываться от наслаждений, влекущих за собой страдания. И быть готовым к страданиям, если их следствием будет наслаждение.
Высшее счастье, согласно Эпикуру – это свобода от страдания, страха, болезней души и тела – та гармония человека и природы, которая достигается при помощи разума.
АСКЕТИЧЕСКИЙ смысл. Если жить «по разуму», в соответствии с каким – нибудь понятием о долге – смысл может приобретать различные формы. Один из них – аскетизм, подавление желаний и влечений человека.
В крайней форме – отказ от всех желаний без исключения, от всех привычек, забот и страстей, достижение абсолютной свободы духа. Но такое состояние можно поддерживать только искусственно – как, например, буддистские монахи, с их практикой медитации, понятиями об относительности добра и образом жизни, способствующим достижению спокойствия.
В «ослабленном» варианте аскетизм требует «укрощения» лишь некоторых чувств, желаний и мирских соблазнов. Умеренность в пище, целомудрие, презрение к богатству – нормы для монахов, воинов, подвижников.
Впервые аскетизм, как норма жизни, был выдвинут и обоснован древнегреческой школой киников (циников!). Их призывы жить
в простоте и согласии с природой, не размениваясь на суётную
погоню за богатством, не нашли поддержки у современников.
«Киник», или "циник", по-гречески «собачий» - ясно, что философы не сами себя так назвали.
Однако киники обратили на себя внимание как современников, так и потомков, не столько своим примитивным образом жизни, сколько своей независимостью от власти, от чужих мнений и предрассудков, совершенной свободой духа.
Один из представителей этой школы, Диоген, как рассказывают, жил в бочке – и не скрывал своего презрения к развращённому человечеству. Большинство «человечества», очевидно, платило ему тем же.
Увидев, как Диоген готовит себе примитивный обед, Аристотель заметил ему: «Если бы ты служил царю Александру, тебе не пришлось бы мыть себе овощи!»
Последовал мгновенный ответ:
- Если бы ты умел мыть себе овощи, тебе не пришлось бы служить никому!
Аристотель рассказал царю о таком чуде природы – и вот, властелин явился к бочке Диогена:
- Я – царь Александр.
- А я – собака Диоген.
- Скажи, Диоген, что я мог бы сделать для тебя?
- Отойди немного – ты заслоняешь мне солнце!
И царственный ученик Аристотеля воскликнул:
- Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном!
СТОИЧЕСКИЙ. Представители греко-римской школы стоицизма
исходили из того, что от самого человека в жизни зависит очень немного. Жизнь подчинена Судьбе. Высший закон природы – Логос – всеобщая разумная закономерность, управляет не только людьми, но и богами.
В постижении этой закономерности, в сознательном подчинении ей – и состоит, согласно учению стоиков, свобода человека.
Это подчинение совсем не исключает активности, но оно предполагает готовность к любым поворотам судьбы, к любым её ударам. И умение сохранять достоинство в любых условиях, даже самых нечеловеческих.
Такая установка была нормой на протяжении многих веков. В XVII столетии английский поэт набросал такой стихотворный
портрет своего «образцового» современника:
«Готов он встретить бед грядущих рать -
Он не боится мучеником стать.
И не прочтёт в глазах его толпа,
Лицом или спиной к нему судьба…
Другим он сострадает, но навряд
Прольёт слезу, коль будет сам распят.
Чтоб не стояло истине препон -
Он жизнь отдаст. Господень воин он».
КАТЕГОРИЧЕСКИ - ИМПЕРАТИВНЫЙ. Идея смысла жизни как
исполнения долга, нашла своё наиболее полное выражение в
философии Канта. Цель – понять нравственный закон, и
выстроить свою жизнь в соответствии с ним. Закон этот, иначе
называемый категорическим императивом, гласит: «Поступай
так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать
правилом для всех».
ХРИСТИАНСКИЙ смысл жизни ставит своей целью примирить
человека с неизбежностью смерти. В религии человек обретает
то, чего ему так не хватает в любом светском знании – надежду
на бессмертие.
Но «посмертную» судьбу надо заработать – своими деяниями,
своими личными качествами, и, не в последнюю очередь, своей
верой.
Именно этому, с точки зрения любой религии, и служит
земная жизнь – она имеет ценность только как подготовка к
жизни вечной, как школа, выпускным экзаменом из которой
будет – смерть.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ смысл жизни предполагает выявление и
максимальное развитие способностей и возможностей
человека. Предполагается, что человек приходит на землю с
определённой миссией, и задача его – развитее всех своих
творческих сил, задатков и талантов, чувств и разума.
Жизнь с точки зрения гуманиста – это движение от возможности к
действительности.
К сожалению, пока нет путей и средств для массовой
реализации этого идеала, это – удел немногих. Огромное
большинство людей занимаются не тем, к чему предназначены
природой, а тем, чем вынуждены, тем, за что платят.
Предназначение не реализуется даже, как хобби – слишком
многие проживают жизнь, так и не поняв, было ли у них какое-
нибудь призвание…
И даже эта оптимистическая концепция не снимает трагизма,
связанного с конечностью человеческого существования, а
возможно, и существования человечества.