Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

5 самых трамвайных районов Москвы

Оглавление
Польские трамваи Pesa на маршруте 6
Польские трамваи Pesa на маршруте 6

Трамвай в Москве появился в далеком 1899 году и до открытия метро являлся основным общественным транспортом столицы. Однако с ростом линий подземки, увеличением числа личных авто и расширения дорог трамвай стал мешать проезду на тесных центральных улочках и постепенно утрачивал свое былое величие. С развитием троллейбусного движения рогатым были заменены многие трамвайные линии, а вопрос перевозки большого числа людей из спальных районов на фабрики и заводы решило появление автобусов и троллейбусов особо большой вместимости с гармошкой.

Трамвайная сеть распределена по городу неравномерно - наибольшую концентрацию пути имеют в восточной части мегаполиса, а вот в Западном АО, Зеленоградском АО и Новой Москве вообще нет ни единого трамвая.

После череды снятия линий в центре города с 1973 года система оказалась разделена на 2 не связанные между собой сети - основную и Краснопреснескую с депо в Строгино (ранее - на Красной Пресне, отсюда и название). Тем не менее в 1970-е - начале 80-х было построено несколько новых линий в отдаленные районы, на тот момент не имевшие метро - Медведково, Чертаново и Строгино. Последняя новая линия за исключением переноса путей у ВДНХ и восстановления старого участка у Белорусского вокзала была открыта в Строгино еще в 1982 году.

Особенно сильно трамвай пострадал в 90-е и 2000-е годы при бывшем мэре Юрии Лужкове, когда при расширении вылетных автомагистралей и строительстве Третьего кольца были сняты рельсы по Ленинградскому проспекту, Проспекту Мира, Беговой ул., Шмитовскому пр., Вятской ул. и др. После прихода к власти нынешнего градоначальника трамвайный погром остановился. С 2014 года началось обновление парка вагонов на современные сочлененные низкопольные трамваи, российские Витязи и польские Pesa Fokstrot, однако новые линии по-прежнему не строятся. Вся ставка делается на развитие сети метро и электричек.

На сегодняшний день общая протяженность столичных трамвайных линий составляет 183 км, на линии выходят 40 маршрутов и порядка 700 вагонов. На трамвай приходится примерно 5% от общегородских перевозок, однако в некоторых районах, о которых пойдет речь в нашей сегодняшней статье, трамвай является основным транспортом, позволяющим доехать до метро, социальных объектов как поликлиника, школа и т.п., а также обеспечивает наземные межрайонные транспортные связи.

При составлении рейтинга учитывалось число километров трамвайных линий в районе, используемых в маршрутном движении (без учета временных ремонтов), в расчете на одного жителя и на площадь района.

1. Лефортово, ЮВАО

Трамвай 43 на Красноказарменной ул.
Трамвай 43 на Красноказарменной ул.

Бывшая немецкая слобода - безусловный лидер по обеспеченностью трамваями как на одного жителя (127 метров путей на 1000 жителей), так и на квадратный километр площади (1,33 км путей на 1 км²).

Поскольку Лефортово не полностью охвачено метро, здесь трамвай является основным видом транспорта и имеет разветвленную сеть из десяти маршрутов 12, 20, 24, 36, 37, 38, 43, 45, 46, 50 сразу трех трамвайных депо. Вагоны ходят по основным артериям района - шоссе Энтузиастов, Красноказарменной и Волочаевской ул., Госпитальному валу и другим улицам через метро Площадь Ильчиа, Авиамоторную и Лефортово.

До середины 1980-х трамваи ходили также по 1-му Краснокурсантскому проезду и через Госпитальный мост к Старокирочному пер, однако из-за строительства многоэтажки и подготовительных работ к созданию Третьего транспортного кольца движение по ним было прекращено, а рельсы демонтированы.

2. Соколиная гора, ВАО

Трамвай 46 на просп. Буденного
Трамвай 46 на просп. Буденного

Трамвайная сеть покрывает основные улицы района, зажатого между Казанским направлением ж/д и Измайловским лесопарком - Шоссе Энтузиастов, просп. Буденного, Щербаковскую ул., ул. Госпитальный вал, связывая Калининскую и Арбатско-Покровскую линии метро. По району курсирует куча маршрутов (2, 11, 12, 32, 34, 36, 46) в Измайлово, Метрогородок, Новогириеево, Калитники и на Дубровку.

Автобусы в районе выполняют лишь второстепенную функцию на малозагруженных маршрутах.

3. Академический, ЮЗАО

Трамвай 26 на ул. Кржижановского
Трамвай 26 на ул. Кржижановского

Трамвайные пути, имея плотность 1,27 км линий на 1 км² района, проходят по его границе по ул. Вавилова и Б. Черемушкинской ул., а также ул. Кржижановского, подвозя пассажиров от метро Унивеситет, Ленинский проспект и Профсоюзная, причем на указанных улицах трамвай является практически единственным видом транспорта. Линии были построены в 1950-х годах вместе с застройкой района. На ул. Крижижанского имеется неиспользуемое трамвайное кольцо "Ул. Вавилова".

По району курсируют маршруты 14, 26, 39 до Университета, а также берет начало самый длинный в столице 38-й трамвай от Черемушек до Перово.

4. Покровское-Стрешнево, СЗАО

Трамвай 6 под Каналом им. Москвы
Трамвай 6 под Каналом им. Москвы

В районе, на территории которого находится огромный парк Покровское-Стрешнево, а также часть Химкинского водохранилища, на каждую тысячу местных жителей приходится 110 метров трамвайных путей, что является вторым результатом по Москве.

Несмотря на то, что по району идет всего один трамвай маршрута 6 по Волоколамскому шоссе, сворачивая после уникального тоннеля под Каналом им. Москвы на ул. Свободы, он выполняет важную функцию межрайонных связей, а также связывает две части района, разделенные каналом. Линия от Сокола до Восточного моста была построена в 1944 году для подвоза рабочих к оборонным заводам в Тушино (ТМЗ и Красный Октябрь), а к нынешней конечной в Братцево пришла в 1969 году.

5. Таганский, ЦАО

Трамвай 46 в Калитниках
Трамвай 46 в Калитниках

В историческом районе имеются трамвайные линии по Бульварному кольцу (маршруты А, 3, 39), а также практически отдельная сеть по Абельмановской улице и Рогожскому Валу, Б. Калитниковской ул., Волочаевской ул. и Костомаровскому пер. (А, Б, 12, 20, 24, 38, 43, 45, 46), а в Калитниках располагается Октябрьское трамвайное депо.

В районе трамваи охватывают почти все основные магистрали и используются местными жителями для подъезда к метро и поездок по району.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!

Еще: 6 бессмысленных станций метро Москвы на пустыре и в лесу